Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Былое

11.05.2017

Могилевский драмтеатр. Начало

<p>11.05.2017</p>
<p>Могилевский драмтеатр. Начало<br>Театр как род искусства, специфическим средством выражения которого выступает сценическое действие, был и является одним из самых любимых видов досуга горожан. Сцена способна передать яркие эмоции и тонкие оттенки духовного мира человека, в этом качестве театр остается вне конкуренции. Посещать театр престижно и считается признаком хорошего тона для каждого образованного человека, а еще — это лишний повод хотя бы ненадолго погрузиться в атмосферу праздника, поглядеть на публику и отрешиться от повседневности.
Театральный бум 70-х годов XIX в., начавшийся в Российской империи, не обошел стороной и губернский Могилев. Медленно, но верно идея строительства здесь здания драматического театра пропитывала и губернскую администрацию, и городскую элиту. В традициях того времени губернский центр не мог считаться полноценным культурным оазисом, если в нем не было театра. Завзятые театралы могилевские купцы О.С.Поляков и М.А.Андреев внесли пожертвование на строительство театра в размере 2,5 тысячи рублей и, хотя особой поддержки не встретили, от идеи не отказались, а деньги поместили в банк «под процент», и через 10 лет «процент» удвоил сумму. За эти годы число сторонников постройки театра заметно возросло и к началу 80-х годов включало в себя практически все сознательное население города.
«Могилеву недостает здания для театра, — сокрушался на страницах «Опыта описания Могилевской губернии» чиновник особых поручений при губернаторе В.Ф. Полубинский. — На постройку его собрано до 4000 руб., хранящихся депозитом канцелярии губернатора в банковском учреждении на 7% впредь до изыскания остальных необходимых сумм». Сам губернатор А.С. Дембовецкий, и это выглядело очень весомо, обратился в апреле 1886 г. на страницах «Могилевских губернских ведомостей» к жителям города: «Отсутствие в Могилеве театра — существенной принадлежности всякого губернского города, ощущается всеми горожанами. Спектакли, которые даются здесь приезжими труппами актеров, обычно устраиваются кое-как в частном, вовсе неприспособленном доме и потому, сколько по бедности обстановки, столько же и по неудобству помещения, не отвечают своему значению, а недостаток места не дает возможности посещать театральные зрелища беднейшему населению, которое таким образом лишено одного из полезнейших развлечений, могущих служить и воспитательным средством. Вследствие этого, построить хотя скромное, но приличное здание постоянного театра представляется настоятельной необходимостью. По предварительному исчислению, на это потребуется более 20000 руб. В счет этой суммы уже имеется до 5000 руб., 6000 руб. уже пожертвовано ныне местными купцами — евреями, а 4000 руб. ожидается из городских средств. Для выполнения недостающей суммы я обратился уже к содействию гг. помещиков Могилевской губернии, но, будучи уверен, что и лица служащие, всегда охотно относившиеся к полезным предприятиям, отнесутся и к настоящему делу с полным сочувствием, не стесняясь размером этой помощи. Всякая добровольная лепта будет принята с признательностью и глубокой благодарностью».
Вскоре на общественных началах был образован строительный комитет, и 28 мая 1886 года состоялось его первое заседание. В комитет под председательством главы Городской управы П.Ф. Коптелева вошли губернский инженер В.С. Миляновский, инженер П.Г. Камбуров, полицмейстер А.А. Свидерский и купец И.И. Ратнер. Членам комитета предстояло разрешить три главные проблемы — финансовую, архитектурную и техническую.
Первая была решена успешно, к концу 1887 г. для постройки театра было собрано более 26000 рублей. и пожертвования продолжали поступать. Вторая задача благодаря усилиям разносторонне одаренного инженера, музыканта, художника и архитектора П.Г. Камбурова была решена не менее удачно. В самом центре тогдашнего Могилева между Днепровским проспектом и улицами Дворянской и Большой Садовой, лицом к последней, располагался Муравьевский сквер, перераставший ближе к проспекту в пустырь. Здесь-то «в серединном для города месте» и было решено строить здание театра, которое должно было сцементировать близлежащие кварталы двух центральных улиц Могилева в единый архитектурный ансамбль.
Техническая сторона строительства оказалась самой сложной. Вот что можно найти в справочнике «Весь Могилев за 1912 год»: «Ровно 25 лет тому назад в Могилеве происходит одно событие, которое безусловно привлечет внимание будущего обозревателя нашей «губернской культуры». Совершается закладка городского театра, законченного через два года, трудами особой комиссии и строителя его — архитектора П.Г. Камбурова. Могилев осуществляет, наконец, вожделенную цель: иметь приличный «храм Мельпомены». «Когда мы рыли фундамент для театра, — рассказывал нам инженер-архитектор П.Г. Камбуров, мы наткнулись на глубокий ров, через который перекинут был мост…» Ров оказался заполнен насыпным грунтом, и потребовалось его расчищать до материкового слоя, что удорожало строительство. Не оказалось в губернском центре и подходящего кирпича,  стены здания нельзя было вывести по дуге круга, и проект был упрощен, хотя выглядел «первоначально более грандиозным».
И тем не менее, выстроенное и отделанное к маю 1888 г. здание театра, как никакое другое, украсило губернский центр. Возведенное в псевдо-русском стиле, оно вмещало       
500 человек, его общая стоимость составила 55000 рублей. 14 мая 1888 г. здание театра было освящено и по исполнению народного гимна «Боже, царя храни!» торжественно передано в дар городу. 15 мая в коронационный день в театре состоялся первый любительский спектакль, на котором присутствовал весь могилевский бомонд в сиянии орденов, вицмундиров, фраков, дамских платьев и шляпок. 17 мая «Могилевские губернские ведомости» восторженно сообщали: «Не сомневаемся, что все посетившие вчерашний спектакль отдадут дань сердечной признательности лицам, по инициативе которых или которых трудами и материальными жертвами воздвигнуто прекрасное здание Могилевского городского театра».
С этого момента театральная жизнь Могилева забила ключом. В ноябре 1900 года в Московском предместье города открылся любительский народный театр, а в 1905 г. появился литературно-драматический кружок, который к 1912 году насчитывал около 300 человек. В предвоенный период на могилевской сцене блистали В.Ф.Комиссаржевская, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, гастролировали труппы Александровского и Московского малого столичных театров. За первых 25 лет на сцене Могилевского театра было поставлено более 4000 спектаклей, а местные актеры В.Кумельский и И.Томилин сделались кумирами местных барышень. Особым успехом театр пользовался у молодежи. «Постановка новой пьесы, — вспоминал могилевский гимназист Андрей Власов, — не требовала больших хлопот, поскольку она была не сложной. Значит, играли в среднем провинциальном городе много пьес в «сезон». И для учащейся молодежи это имело положительное значение. Думаю на основании личного опыта, что для гимназиста или гимназистки в возрасте 14—15 лет гораздо важнее в театре: «что», чем «как» (при условии хорошей игры артистов, конечно). Постановку как бы дополняли мысленно; это было второстепенно. Только, когда эти гимназисты стали взрослыми, они стали ценить «как», то есть тонкости постановки. Могилевский театр представлялся нам небольшим; количество мест в нем не запомнилось. Состоял из трех частей: партер, первый ярус с ложами и второй ярус, то есть «галерка». Существовала система дешевых билетов «на свободные места» для учащейся молодежи в форме. А мы ведь всегда были в своей форме! Свободные места можно было занимать в партере, не ближе 5-го ряда, и не в ложах. Впрочем, продавался только один общий билет на ложу, а не на каждое место в ней, как в Западной Европе, — отдельно, совершенно не знакомым друг с другом зрителям. Гимназист-театрал решал вопрос: куда ему пойти — на «галерку» или в партер, на свободные места? «Галерка» соответствовала традиции столичного студенчества, о которой нам рассказывали. Но был и недостаток. В сравнительно узком театре с «галерки» сбоку хуже видно актеров, чем из какого-нибудь десятого ряда партера. Так что в нашем классе большинство предпочитало билеты «на свободные места». Какие же пьесы мы видели? Целый классический репертуар, что очень важно для общей культуры молодежи. Приведу по памяти. Шекспира: «Гамлет», «Король Лир», «Смерть Юлия Цезаря»; Шиллера: «Разбойники», «Коварство и любовь», «Орлеанская дева»; Мольера: «Скупой», «Тартюф»; далее (без указания автора, чтобы не ошибиться): «Сверчок на печи», «Синяя птица», «Трильби»… Из пьес русских авторов: Фонвизина — «Недоросль», Грибоедова «Горе от ума», Гоголя: «Ревизор», «Женитьба», несколько пьес Островского и еще (без указания автора): «Измаил», «Старый закал», «Соколы и вороны», «Начало карьеры»… Не дали ни одной пьесы Чехова. Это понятно. Слишком не выгодно сравнение с Москвой… К концу пьесы мы нередко были взволнованы ее содержанием и принимались за шумные выражения восторга. Как говорилось, вызывали обратно на сцену своих любимцев. Восторженные барышни: «Кумельский! Кумельский!». Их перекрикивают молодые басы семинаристов: «Томи-лин! Томи-лин»! Конечно, мы читали о том, как знаменитых артистов «забрасывали цветами». Нам это было не по карману. Но можно бросить свою фуражку на сцену, так сказать, к ногам любимца».
Театр не только не был у города иждивенцем, но и приносил прибыль. Откроем «Смету доходов и расходов г. Могилева губернского на 1914 год» и там найдем: «От эксплуатации городского театра. Доходность исчислена согласно контракта с 1 сентября 1911 г. по 1 сентября 1914 г. арендной платы и поспектального сбора, полагая 120 спектаклей по 5 руб. от каждого — 2800 руб. От аренды 2-х магазинов при театре — 700 руб.». Так, сочетая высокое искусство, сценическое мастерство и коммерческую изобретательность, Могилевский драматический театр плодотворно начинал свой творческий путь к благодарному зрителю.                                                                    
Борис Сидоренко,
краевед.