Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Культура

29.03.2018

Театральное пиршество по-могилевски

<p>29.03.2018</p>
<p>Театральное пиршество по-могилевски</p>

В Международный день театра — 27 марта — в Могилеве завершил свою работу тринадцатый сезон молодежного театрального форума «М.art.контакт-2018». Занавес самого долгожданного и значимого события культурной жизни города закрыт, но разговоры, воспоминания и даже споры не утихают.
Могилевский фестиваль, несмотря на приобретаемый из года в год опыт и уже приличный возраст, остается молодым не только согласно заявленному формату. Ему по-прежнему характерны юношеский максимализм, импульсивность, страсть к экспериментам и желание ломать стереотипы. И это мнение не только театроведов. Он продолжает удивлять разно­образием форм, стилей и театральных языков. Например, в тринадцатом сезоне представилась возможность увидеть спектакль-картину, привез которую Мангистауский областной музыкально-драматический театр имени Жантурина из Казахстана. Костюмы героев, декорации-ковры и декорации-рушники ручной работы не просто дополняли национальный колорит постановки, они создали восхитительное живописное полотно, благодаря которому сценой любовались.
Был в репертуаре нового сезона фестиваля и спектакль-песня («Магадан/Кабаре» Московского театра Около дома Станиславского), и спектакль-танец («Все пути ведут на север», театр «Балет Москва), спектакль-стихотворение («Из жизни насекомых» Независимого театрально-музыкального проекта из Минска) и спектакль-сериал («Пустота» Тверского ТЮЗа), спектакль-настроение («Женщина моря» Могилевского областного драмтеатра) и спектакль-признание «Близость» (Даугавпилсский театр из Латвии). На его площадке показали свои работы мастера мировой величины — литовский гений театра Эймунтас Някрошюс («Мастер голода») и начинающие, но талантливые режиссеры и актеры — студенты театральной мастерской Геннадия Тростянецкого из Санкт-Петербурга («Андрей Платонов. Корова»).
Впервые фестиваль представил совершенно новый для себя формат — звуковой театр («Прекрасное и ужасное», арт-группа «Мед и пыль» из Словакии). И одновременно несколько новых вариантов острых злободневных тем, существующих вне времени и государственных границ: «Папа, ты меня любил?» (Киевский театр «Золотые ворота»), «Теза с нашего двора» и «Письмо богу» (театр «Ланжеронъ» из Харькова), «Двое» (Независимый театральный проект из Москвы), «Москоу дримин» (Центр экспериментальной режиссуры БГАИ из Минска). Комедии и трагикомедии, психологический триллер и новеллы, рок-опера и трогающая до слез пластика человеческого тела, куклы и люди — каждый из жанров приглашал «поговорить». Но диалог не всегда удавался: случалось, кто-то срывался на крик, а оппонент демонстративно покидал зал, громко хлопая дверью. Один и тот же спектакль у одних вызывал восторг и восхищение, у других — недоумение. Они спорили и переубеждали друг друга, делясь тем, что зацепило, что доставило истинное эстетическое наслаждение. Наверное, ради этого и существует современный театр, пытающийся соединить в себе несоединимое для того, чтобы результатом такого эксперимента завлечь к себе его Величество Зрителя.  

Наличие междисциплинарных связей в фестивальных спектаклях форума назвали отличительной особенностью его тринадцатого сезона и театральные критики на состоявшейся финальной пресс-конференции. Отмечали его многожанровость и многоплановость, что может себе позволить не каждый форум в силу финансовых возможностей. «Синтез искусств, который в этом сезоне стал еще более ярким, здорово вписался во всю концепцию фестиваля, нацеленного на молодежь. При этом программа его была составлена так, что ни один спектакль не выбивался из общего ряда. И именно такой подход позволяет форуму оставаться интересным и для зрителя, и для театрального специалиста», — делилась впечатлениями музыкальный и театральный критик, редактор отдела газеты «Культура» (Минск) Надежда Бунцевич.
Наблюдающая много лет подряд за жизнью и развитием могилевского фестиваля Мария Танана тринадцатый его сезон назвала «театральным пиршеством». «Такую программу, а я на протяжении года бываю как минимум на десяти фестивалях, может себе позволить не каждый столичный форум: на одной площадке мэтры, а рядом молодежь — и какая молодежь! Фестиваль удался: ни одного спектакля мимо. А какой зрительский отклик, столько молодежи! Спорят, отстаивают свое мнение, делятся впечатлениями. Город живет этим фестивалем, зритель растет на этом фестивале, начинает воспринимать работы объемно, размышляя. И в этом самая большая заслуга этого театрального мероприятия. Дальнейшего процветания «М.art.контакту», — высказывалась критик из Вильнюса.
По общему мнению профессионалов, большим и жирным минусом форума стала невозможность увидеть все спектакли представленной программы. Этим же они объяснили сложность с определением постановки, которая по их версии претендовала на статус «Событие форума». От конкурсной программы могилевский фестиваль, как уже сообщали, отказался несколько лет назад из-за невозможности сравнивать разные по жанру спектакли. Но и зрители, и журналисты настаивали. «Программа «М.art.контакта» нацелена не на вручение призов. Сюда приезжают уже оцененные работы, и они не нуждаются в дополнительной отметке», — высказалась по этому поводу театральный критик из Минска Елена Мальчевская. Но соблюдение традиций — важная составляющая форума. Решение было найдено. Перед стартом «М.art.контакта-2018» его дирекция и оргкомитет договорились о вручении двух дипломов «Событие форума»: по версии профессиональных критиков и по версии молодежной редакции фестиваля.
По мнению первых им стал спектакль «Медея. Эпизоды» «Театро Ди Капуа» из города Санкт-Петербурга с участием группы «Последние танки в Париже». На торжественной церемонии закрытия тринадцатого сезона молодежного театрального форума коллективное мнение профессионалов объявила искусствовед Кристина Смольская, отметив, что решение далось нелегко.
Молодежная редакция на едином кандидате не остановилась, огласив многочисленный список равноценных претендентов, а победителем назвала искусство, благодаря существованию которого была возможность увидеть незабываемые театральные постановки. Особенно трогательно это звучало со сцены Могилевского драмтеатра в Международный день театра.
Итоги зрительского голосования в Интернете следующие: победителем стал спектакль «Метод» (Гомельский городской молодежный театр) —  22,9% от проголосовавших. 11,1% из них отдали предпочтение спектаклю «Пустота». Завершил тройку лидеров спектакль «Медея. Эпизоды».
Галина ХИТРИКОВА.
Галина ГАВРИЛОВИЧ
и Мариам ТАБАГАРИ (фото).