Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Культура

14.03.2018

Главная роль еще впереди!

<p>14.03.2018</p>
<p>Главная роль еще впереди!</p>

Впервые Анжелику Барчан я увидела в спектакле режиссера Саулюса Варнаса «Крейцерова Соната». Хрупкая и изящная — вот какой она предстала перед зрителем. «Существуют такие трогательные растерянные девичьи личики, как у Дюймовочки, которую выдали замуж за Крота. Надо же было найти такую актрису на роль Невесты. Ею оказалась Анжелика Барчан, которой и слов не нужно, чтобы передать чистоту, невинность…» —своим образом она очаровала даже театрального критика Татьяну Орлову.
В профессии Анжелика третий год. Работает в Могилевском драматическом театре и учится заочно в Академии искусств. Актриса молодая, но уже заявившая о себе. Она сыграла в таких спектаклях, как «Влюбись не глядя», «В маленькой усадьбе», «Шикарная свадьба», «Крейцерова соната», «Моя жена — лгунья», «Скорина», «Романтики», «Женщина моря» и некоторых других. И всегда меня поражало в ней сочетание женственности, хрупкости, органичности, пластичности и хорошей физической подготовки. Например, в спектакле «Скорина» она была ангелом-зазывалой, а по сути — воспроизводила картину Пикассо «Девочка на шаре», в спектакле «Женщина моря» Анжелике пришлось встать на ходули.
— Обычно меня просто ставят перед фактом, что это придется сделать, хочется мне этого или нет. Забавно, но мне это жутко нравится, хотя поначалу и пугало. Почему такое предлагают именно мне? Наверное, потому что неплохо сложена физически, и  режиссеру кажется, что именно я легко с этим справлюсь. Да я и не против! Считаю, что нужно учиться тому, чего раньше ты не умел, расширяя границы своих возможностей. И какой же это восторг, когда то, чего ты не понимал и не представлял, получается просто и с удовольствием!
Актриса… Это не было ее мечтой с детства. Напротив, считала, что ни за что на свете не свяжет свою жизнь с искусством. Может, потому, что помимо учебы в гимназии все школьные годы ходила еще и в музыкальную школу по классу фортепьяно, занималась вокалом и танцами, немного увлекалась рисованием. Это требовало много времени и сил, а ей так хотелось вместо надоевших  гамм просто погулять с друзьями. Отец и брат девушки работали в МЧС, и Анжелика мечтала пойти по их стопам. Пять лет даже была членом молодежной общественной организации спасателей-пожарных — ходила строевым шагом, ездила на соревнования, изучала медицину и ОБЖ. Но в выпускном классе все поменялось — неожиданно даже для самой себя девушка решила попробовать поступить в Академию искусств: ну не зря же столько лет вокалом и танцами занималась? Но поняв, что на «бюджет» не пройдет, решила не рисковать и забрала документы. По настоянию родителей легко поступила в МГУ имени А.А. Кулешова на дошкольное образование. Но, проучившись там всего неделю, ушла и… устроилась реквизитором в Могилевский драматический театр. Там ее и заметил режиссер Виктор Петрович Куржалов — пригласил  в спектакль «Влюбись не глядя» на роль Оксаны.
Это был первый опыт в качестве актрисы, и это было страшно. Страшно впервые выходить на сцену. Страшно сделать что-нибудь не так и кого-то подвести... Но все прошло хорошо, и Анжелика поняла, что двигается в верном направлении. Проработав в театре год, поступила на заочное отделение в Академию искусств, поскольку это давало возможность учиться и одновременно работать.
Театр Анжелике нравился еще со школьных лет. Ее любимыми актрисами были Галина Лобанок и Елена Кривонос, которые нравятся ей по сей день и с которыми она уже имела счастье играть в одних спектаклях. Но влиться в театральный коллектив было непросто — на тот момент Анжелика была единственной из новичков. А потому каждый работник в театре был для нее учителем: начиная от режиссеров, актеров и заканчивая костюмерами, реквизиторами. Абсолютно у каждого, считает она, можно что-то перенять: как сценический опыт, так и жизненный.
Рабочий день актрисы начинается в восемь утра. Репетиции, спектакли, в том числе и выездные. Домой порой только к десяти вечера и добирается. А там нужно готовить ужин для любимого мужа (замуж она вышла довольно рано), успеть сделать какие-то домашние дела, так что раньше полуночи заснуть редко когда удается. К восьми снова на работу. Выматывает, конечно, но к этому привыкаешь, говорит актриса. Свободного времени почти нет, если не считать единственный выходной — понедельник. Чудесный день, который можно потратить на семью, навестить родителей, бабушку. Хорошо, что муж тоже представитель творческой профессии, так что все понимает и всегда поддерживает.
В искусстве без вдохновения сложно. И актриса находит его в природе, в знакомстве с новыми людьми, в общении, в музыке, в путешествиях и даже во сне. Больше всего в своей профессии Анжелика любит эмоции — и от репетиций, и от спектаклей:«Везде эмоции различны, но очень восхитительны! Бывает, что все проходит тяжело и даже ужасно, а бывает так, что после окончания репетиции или спектакля хочется петь, танцевать и что-то придумывать».
С особым чувством говорит о своих ролях: «Все роли для меня прекрасны, неповторимы и уникальны. Конечно, сам персонаж порой может не нравиться, обладать какими-то качествами, которые мне неприятны. Но притом все равно это потрясающе интересно!
— Из сыгранных персонажей мне близка Сильвета в спектакле «Романтики». Персонаж, который нравится больше всего — это Рэчел в постановке «Шикарная свадьба». Она по-доброму наивна, но точно знает, чего хочет. Совсем на меня не похожа.  Но я думаю, что мы всегда тянемся не только к тем, на кого похожи, но и к тем, кем хотели бы быть. Я люблю играть тех, кто мне не близок. А вот разделить роли на «простые» и «сложные» не могу. Просто кого-то ты понимаешь сразу, а кого-то пытаешься понять. Каждую роль я переживаю и воспринимаю очень серьезно. И перед каждой волнуюсь. Поэтому все роли —сложны, все требуют огромной самоотдачи. В некоторые ты даже можешь привнести свои краски. Правда, во многом это зависит от режиссера: кто-то требует жесткого соблюдения своего, полностью готового рисунка роли, а кто-то может дополнить роль тем, что увидел лично в тебе.
Несмотря на то, что на сцене она уже не первый год, Анжелика относится к себе очень самокритично. И к критике «со стороны» молодая актриса тоже относится с большим уважением, считает, что она необходима. И между похвалой и критикой всегда выбирает последнее. Особенно если это действительно объективная оценка, которая чему-то учит, заставляет двигаться вперед.
Кто-то говорит, что актерами становятся, а кто-то, что ими рождаются. Анжелика считает, что любой актер должен обладать харизмой, а это то, с чем ты рождаешься, что даровано природой. Всему остальному можно научиться.  
Она восхищается такими режиссерами, как Юрий Бутусов (Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета) и Римас Туминас  (Московский академический театр им. Е.Вахтанова). Ей нравится их способ общения со зрителем и способ работы с актерами. Анжелика видит себя в роли Татьяны в постановке «Евгений Онегин». Конечно же мечтать о том, чтобы это случилось сейчас — абсурд, но ей бы очень хотелось однажды все-таки «примерить» на себя этот персонаж.
А еще Анжелика обожает путешествовать. Молодая актриса говорит, что в путешествиях можно встретить уникальных людей, научиться у них чему-нибудь новому. Например, одна женщина в самолете показала ей интересный способ вязания различных шарфиков, шапочек, платков. Иракцы научили ее своим национальным танцам: «Разные люди могут так много всего подарить: знания, навыки, эмоции, воспоминания. И это здорово!»
— Я могу назвать себя счастливым человеком. У меня великолепная семья, замечательный муж. У меня все потрясающе! Хочу только, чтобы там, где я живу, никогда не было войны. А еще однажды я хочу увидеть через иллюминатор самолета радугу — говорят, что она круглая!
Конечно, главная роль молодой актрисы Анжелики Барчан еще впереди. Но зритель уже восхищается ее талантом, уже ее запомнил. И, кстати, во время «М.аrt.контакта» снова сможет увидеть ее в роли Хильды в постановке Могилевского областного драмтеатра  «Женщина моря».
Анастасия Рыженкова.