Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Особый взгляд

30.11.2017

Самородок из глубинки

<p>30.11.2017</p>
<p>Самородок из глубинки</p>

Деревня всегда жила с высокой степенью «включения» в каждый очередной день. А почему бы и нет? Проснулся, встал и уже готов к работе. Все рядом — огород, печки, усадьба…

Вот и сейчас, приехав сюда почти пополудни, наблюдаю извечный крестьянский маневр. Тот, что  и обеспечивает во многом автономный продовольственный запас. Как с грядок, так и из хлева. Правда, буренку нынче редко встретишь. Но свинопоголовье по-прежнему похрюкивает, не очень заботясь о децибелах. Да и пернатые не особо обращают внимание на не самую лучшую демографическую ситуацию по месту прописки.

Заполье и раньше не самое большое село на территории сельсовета. Теперь уж и вовсе как-то скукожилось, обеспечивая дожитие нескольким десяткам пожилых людей. Чего уж, мол, в агрогородок переезжать… Тут как-нибудь «дорулим».

Но больше, признаюсь, пришлось сожалеть по другому поводу. Ради которого, собственно, и приехал. К большому сожалению, нет уже того дома, где родился почти на самом стыке столетий Тимофей Сергейчик. Годовалым младенцем вступил в 1900 год. Тем самым, на роду которого написано стать первым в районе не просто артистом, а народным. Многие витебчане видели на одном из городских домов мемориальную доску с его барельефом и памятной надписью. Разве это не он отдал всю свою творческую жизнь местному театру Якуба Коласа?

Боже, сколько ролей здесь переиграно! Трагических, комических, по-бытовому приземленных… Разных. Он ведь был известный мастер сценического перевоплощения. Особенно удавались народные типажи. Оно и понятно — сам-то не из аристократов. Всего перепробовал в деревенском детстве. Что называется, плоть от плоти своего народа.

Тем более откуда неожиданный выбор? Окружение, культурная среда никак не способствовали такому развороту. Какая уж там Мельпомена рядом с гоготом гусей, мычаньем коров и прочей громкоголосой живностью. Да и в роду никто не был замечен в склонности к лицедейству. Паренька ж осенило десницей божьей.

По оставшимся воспоминаниям известно, что все время тянуло кому-то подражать, кого-то разыгрывать, изображать перед сверстниками прочитанное и увиденное в лицах. Поэтому когда со временем узнал, что такое армейская самодеятельность, подспудное тут же вылезло наружу. Со всеми отсюда вытекающими прекрасными последствиями. И уже со званием народного артиста и орденом Трудового Красного Знамени из рук тогдашнего Всероссийского старосты Михаила Калинина. И педагогической стезей в студии театра, где одновременно был художественным руководителем. Сам выпускник Московской драматической студии, знал, что передать юным подопечным. Главное ж — умел.

И ведь вот самое для меня интересное. Рассказывая о талантливом выходце из глубинки, вспоминаю определение, вышедшее из-под пера одного из хороших, умных писателей. Оно вместилось в объем всего двух слов — «гений места».

Литератор чуть ли не настаивал на связи человека и места, где родился, обитал, воспитывался. Не скажу, что мне до конца понятно это соотношение, но нечто тут определенно есть. Дескать, хоть свою взрослую реальность позже творят в других местах, но земляческая подпитка тоже очевидна.

Что уж говорить, города в силу своих размеров и потенциальных возможностей «производят» гораздо больше креативных людей. Деревни, поселки, местечки — штучно. Однако нередко весьма и весьма убедительно. Скажем, рядом с Запольем, по очень небольшому периметру, расположилось несколько других деревень. И, что самое главное в контексте разговора, они тоже дали ярких выходцев. Двух Героев Советского Союза (одного из них дважды), известного российского керамиста, популярного московского кутюрье, знающего вкус зарубежных подиумов. А как не вспомнить математика, переведшего на белорусский много песен Владимира Высоцкого. Попробуй тут проигнорируй фактор «гения места».

И все же главное, на мой взгляд, безусловный талант всех перечисленных. Без него наверняка не сработал бы принцип перехода «места» в качество. Все же были и остаются вещи, доступные далеко не всем. У каждой «Маленькой ночной серенады» должен быть свой Моцарт.

Не будь у того же Сергейчика таланта, где бы ему, а главное для чего, взять энергию воплощения, целенаправленную работоспособность. Не подсуетился б в выбранном направлении, все , как вода из сосуда, вытекло бы вместе с даром. Здесь же налицо прямой, глубоко осмысленный ход с высоким коэффициентом полезного действия. Никаких отвлечений на второстепенные «тропинки».

Однажды заметив в себе столь специфические данные, дальше двигался только в нужном направлении. Если и была разновекторность, то только внутрь и вовне. Подпитка и реализация. Середняки к итогу продираются, таланты — летят на крыльях.

Словом, фактор действительно определяющий. Даже великий Лев Толстой, уже написав «Детство» и сдав его в журнал, поинтересовался у Некрасова: «У меня талант есть?»

Но и, обладая им, обольщаться не надо. Он только предпосылка. Тот же испанский художник Гойя, будучи замеченным, стал придворным живописцем. В этом факте его удача. А вот как он впоследствии самореализовался — безусловный успех. Первое — случайность, выпавшая возможность. Второе — личностный показатель, талант!

За время долгой журналистской практики доводилось встречать немало по-настоящему талантливых   людей. И никогда это не было от недостатка. Всегда от избытка. Чувств, мыслей, желаний… Когда вдохновение ищут не в неге, а за делом. Не ждут, а как бы дразнят, «провоцируют». Мол, а тебе не слабо?! Включают максимальную скорость, и «полный вперед!» Это уже не просто труд, а труд неординарный, нередко приводящий к оригинальному результату. Порой в неблагоприятных обстоятельствах. У Репина при необходимости рисунок окурком талантливо получался. А гению Паганини для воспроизведения мелодии и одной струны на скрипке хватало. Всем им достаточно было задать труд душе, а не только мышцам. Последним и  лопаты достаточно. Душе же и сердцу необходимо совсем иное.

… Начав с деревенского впечатления, неожиданно для себя на такое важное качество перешел. Хотя почему так уж неожиданно? Наличие его у человека всегда для меня было и остается большой новостью. В каком-то смысле тайной тоже. Поэтому, видимо, и «запараллелил». Как булгаковская Маргарита, люблю талантливых людей, хорошо делающих свое дело. И тут уж ничего не поделаешь…

И чтоб совсем уж расставить акценты, замечу еще вот что. Так называемому обыкновенному человеку в обыкновенных обстоятельствах тоже огорчаться не следует. Даже если ему дано хотя бы немного, то и при средних способностях можно достичь неплохого результата. Главное: суметь на этом немногом толково сосредоточиться. И случаев, и примеров тому тьма-тьмущая. Талант-то он дефицитнее. Более того, всегда в какой-то степени вызов. А то и вовсе мишень. Вот почему и наличие просто хороших способностей тоже надежный человеческий инструмент.

Наум Сандомирский.