Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Экономика

10.11.2017

Троллейбус без проводов

<p>10.11.2017</p>
<p>Троллейбус без проводов</p>

Наконец-то в Могилев прибыли долгожданные электробусы. Напомним, в минувшем июне две такие машины подарила к 750-летию города китайская провинция Хунань. Они и названия получили соответствующие: «Могилев» и «Хунань».
А что долго добирались до места назначения, так, во-первых, необходимо их было сертифицировать по евростандартам, на что ушло время. Во-вторых, морской путь из Китая в немецкий порт (откуда в Могилев электробусы были доставлены автовозами на лафетах) занял целых  25 суток. И это еще не все. Оказывается, немало времени теперь требуется и на растаможку  — не только машин и зарядных установок к ним, но и запчастей, которыми на всякий пожарный сопроводили «подарки на колесах» радушные китайцы. А по таможенным правилам на каждое запасное реле или диодик должны быть подтверждающие документы с указанием цены. Словом, пока не утрясутся все формальности, доступ к электробусам, ждущим своего часа в одном из боксов на территории троллейбусного парка, запрещен всем, включая работников предприятия. «Но думаем, что до Нового года электробусы выйдут на улицы города», — сообщили транспортники.
Правда, одно исключение было сделано: два специалиста парка под присмотром таможенников сели за руль машин, чтобы завести их с места выгрузки в бокс. Так что «есть контакт»: первые электробусы проехали первые метры по могилевской земле. Но пока, понятно, троллейбусники могут оценить разве что внешний вид «бусов». И  первые впечатления — неплохие. Вполне себе европейский дизайн кузова — низкопольной конструкции, выполненный с учетом  требований эргономики, современная оптика, зеркала панорамного вида, дисплей на приборной доске и видеокамера в салоне с выводом изображения на экран в кабине, симпатичная расцветка…
— Электробус достаточно вместительный — рассчитан на перевозку 83 пассажиров, в машине 28 сидячих и 55 стоячих мест, — рассказывает директор троллейбусного парка Сергей Монастыренко. — По габаритам он чуть длиннее белорусского электробуса, выпускаемого «Белкоммунмашем», — в заднем отсеке «китайца» находятся емкие аккумуляторные батареи. Мощность тягового двигателя — 120 кВт. Максимальная скорость, как и троллейбуса, 80 км/ч. Запас хода без подзарядки батарей около 250 километров, что вполне достаточно для поездок в течение дня — протяженность самого длинного в Могилеве маршрута составляет 12 километров. Заряжаться электробусы будут в ночное время на территории парка от стандартной промышленной розетки на 380 вольт. Это зай­мет от 4 до 6 часов.
Само собой, напрашивается сравнение китайского электробуса с белорусским — по улицам Минска уже колесят 19 отечественных машин. Но, отмечают могилевские транспортники, познакомившиеся со столичной техникой на презентации, в ее разработке использовано другое конструктивное решение: «бус» оснащен не аккумуляторной батареей, а системой накопителей электроэнергии на базе суперконденсаторов, которая позволяет обеспечивать движение по маршруту с быстрой подзарядкой на конечных остановочных пунктах. Заряжается электробус с помощью специальной конструкции на крыше (полупантографа) за 5 минут, после чего может проехать 12 километров по маршруту до следующей подзарядки. Какой вариант «накопления энергии» предпочтительнее для могилевского электротранспорта — покажет время. Транспортники готовы испытать машины как с аккумуляторными батареями, так и с суперконденсаторами.
Главное, говорят они, в Могилеве появились первые «ласточки»  общественного транспорта скорого будущего —  электробусы, для которых не требуется создавать дорогостоящую инфраструктуру: тяговые подстанции, линии электропередачи, опоры и многое другое. Только представьте: общая протяженность контактных сетей в Могилеве — 100 км в проводном варианте и столько же в кабельном! Провода, опоры искажают, к слову, и эстетический вид улиц — не случайно в свое время было принято решение убрать троллейбусы с главной магистрали Минска — проспекта Независимости. А еще важное преимущество машин, не привязанных к контактной сети, в том, что они свободно могут объезжать место ДТП и прочие внезапно появляющиеся на дороге препятствия.
— Буквально вчера из-за ДТП были перегорожены две полосы движения на улице Космонавтов и на проспекте Димитрова, — посетовал Сергей Монастыренко. — Пока  приехала ГАИ, оформляли документы, троллейбусы стояли. В результате был нарушен график движения, мы, получается, не можем гарантировать пассажиру поездку, теряем его доверие. Ну, а электробусы двигаются, как автобусы — с ними таких потерь не бывает.
Ну, и с экологией, конечно, в Могилеве станет получше: электробусы, похоже, призваны заменить не только троллейбусы, но и автобусы, что позволит снизить  выброс вредных веществ в атмосферу города. Кстати, в отличие от троллейбусов, электробусы необходимо регистрировать в ГАИ, на них будут выдаваться номерные знаки, а это значит, что водители «транспорта будущего» должны обладать правами категории «Д» (на управление автобусами).
— Наши водители после  обучения на курсах получают документы только на управление троллейбусами, — заметил Сергей Монастыренко, — поэтому для работы на электробусах мы искали в коллективе людей, имеющих  права  категории «Д», из 14 кандидатов, согласившихся работать на новой технике, отобрали пятерых человек.             
По словам специалистов, особой разницы в управлении троллейбусом и электробусом нет. Что в одной, что в другой машине — руль и 2 педали (тормоза и контроллера — аналога автомобильной педали газа). Поскольку мотор — электрический, то выжимать сцепление и переключать передачи не нужно. Ну так и автомобильный транспорт с двигателем внутреннего сгорания  все больше и больше оснащается автоматической коробкой передач. Как бы то ни было, водителям троллейбусов по мере оснащения парка электробусами придется, видимо, сдавать на права категории «Д». Но это дело пока еще отдаленного будущего.         
Сегодня же можно констатировать, что «лед тронулся» — похоже на то, что троллейбус как вид транспорта будет постепенно исчезать с улиц города.
В свое время были  серьезные планы по развитию троллейбусной сети в Могилеве: предполагалось открыть маршруты от конечного остановочного пункта Зеленый луг по улице Челюскинцев до Буйнич, от площади Орджоникидзе — до улицы Гришина, от проспекта  Мира — до улицы Краснозвездной, от проспекта Димитрова (по улице Королева) до Первомайской. Но из-за отсутствия финансирования строительство троллейбусных путей прекратилось еще в 1997 году. А сегодня реализовывать давние планы   и вовсе нет смысла?
— По поручению облисполкома разработана программа замены в связи с износом подвижного состава троллейбусного парка с 2017 до 2026 года, — говорит Сергей Монастыренко. — Троллейбусы предполагается заменять только электробусами. Планировалось ежегодно приобретать по 10 новых машин. И, таким образом, иметь к 2026 году 100 электробусов. Как это получится на практике — сказать сложно. Все будет зависеть от финансирования.
Пока что электробус примерно вдвое дороже троллейбуса. Но по мере освоения новых технологий цены на технику, как правило, снижаются, кроме того, большой плюс электробуса в том, что он не требует создания дорогостоящей инфраструктуры.
Конечно, у троллейбусников много вопросов по эксплуатации новых машин: как, к примеру, они покажут себя зимой? Ведь при минусовых температурах батарея, как и в нашем «мобильнике», разряжается быстрее. Что ж, ответы на все вопросы будут получены в процессе работы электробусов на маршрутах. На каких? Решение будет принято в горисполкоме. Возможно, электробусы пойдут по одному из троллейбусных маршрутов. А может быть, усилят транспортное сообщение со стремительно растущими «спальными» районами на западе города — в этом случае маршрут придется согласовывать с автобусным парком.
Будущее общественного транспорта Беларуси однозначно за электробусами? Не будем все-таки спешить с выводами, время, как говорится, покажет.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.