Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Особый взгляд

26.09.2017

«Атас»?

<p>26.09.2017</p>
<p>«Атас»?</p>

С какого-то момента, поднакопив опыта и событийного багажа, жизнь начинает отдавать дань датам и поводам. Значительность их определяет тот, кто эти поводы и даты «спровоцировал».

Если говорить открытым текстом, то последние несколько  десятилетий условно определил бы как «период юбилейства». Особенно подвержена фанфарному действу эстрадная элита. Иные и в тридцать лет умудряются этапно отметить десятилетие творческой деятельности. Про дальнейшее продвижение по времени и говорить-то много не приходится. Бедный календарь так «перепахивается», что его бумажный вариант становится пожароопасным. Того и гляди от температуры страстей и амбиций листки воспламенятся.

Что уж тогда о самих подмостках говорить. По сценарному воплощению превращаются в ликующий подиум. Стоги  цветов, из-за чрезмерного количества напоминающие силос. Величавые проходы самого бенефицианта, возвращающие в эпоху Цезаря! Эпитеты, зашкаливающие на пике значений. Великий, гениальный, ослепительный, неповторимый, блистательный, великолепный, эксклюзивный!.. Принципиально не мой жанр, не моя концепция определения настоящего искусства.

Именно поэтому в любой телепрограмме подавляющее большинство подобных анонсов для меня своего рода мертвая телезрительская зона. Тот участок, который следует пусть себе и деликатно, но обойти. Разве ошибался известный поэт, заметивший, что «медовое слово сказать на пиру способен и тот, кто не склонен к добру». Боже мой, сколько таких слов произносится, за которыми ничего не стоит.

Тогда почему так подробно об этом? А потому только, что относительно недавно неожиданно для себя «законтачил» с приятным исключением.

На российских просторах, обойденных испанским солнцем, как-то не привилось весьма специфическое определение «мачо». Но кого-кого, а Николая Расторгуева всегда считал настоящим мужиком. И вовсе не потому, что его сценический образ — парень в военной гимнастерке. Дело скорее в репертуаре, несуетной манере держаться. В ней никаких поползновений к провоцированию публики на дополнительные  аплодисменты. Все честно, открыто, по-настоящему душевно и достойно.

Так вот его же юбилейный концерт, подгадавший как раз к шестидесятилетию, и тут оказался приятным исключением. Никакой помпезности, псевдозначимости, пафосных ведущих, зрительских выпрыгиваний на   сцену… Все понимали: артист вышел не дате поклониться, не номер отработать, а исповедоваться. Поздравительный словесный «сиропчик» — не самый лучший фон для этого.

Впрочем, он никогда не надувал щеки. Понимает: все, что приводится в движение таким способом, раньше или позже лопается. А все эти салюты чуть ли не после каждой песни чреваты ложной самооценкой. Пьедесталов ни в коем случае не должно быть больше, чем реальных побед.

Однако, пожалуй, здесь легче рассуждать, чем всегда оставаться на уровне собственного достоинства. Речь подспудно идет именно о нем. Как уж при таком подтексте обойдешься без опорной несущей конструкции. Это как арматура в бетоне, если вновь вернуться к достоинству и скромности. Такие качества изначально предполагаются в порядочном человеке. Исчезают они — «смыливается» и личность. Правда, тот, кто лишен их, тот и не потеряет. Только едва ли подобную безопасность можно считать достоинством.

Да, в жизни возможны всякие соотношения. В том числе и в среде, о коей речь. Но опять же: при любом раскладе скромность, трезвая самооценка, достоинство — на первом месте.

Признаюсь, бывает, хоть на момент подумаешь о себе хорошо и тут же покраснеешь. Стыдно даже наедине с самим собой. Будто вслух похвастался. А тут порой принародно такой триумф себе устроят, что только держись. Ничего, выдерживают, закалены «медными трубами».

Задумайся же хоть на минуту — сразу поймешь не столь уж сложную истину. В свете прожекторов все одинаково сияет: и бриллианты, и обыкновенное стекло. Потому и слава — вещь эфемерная. Сегодня есть, завтра — нет. Все основательно при заслуженной репутации. Вот как и в случае с расторгуевким юбилейно-отчетным концертом. Подчеркиваю, отчетным. Он не сладенькую пыльцу собирал, а экзамен перед зрителями держал. И блистательно выдержал!

А все потому, что хорошо понимает: за счет организованного ажиотажа можно обмануть многих. Но никогда — самого себя. Всегда знаешь в себе непарадное, невыставочное. То, чего не знают о тебе другие. Тогда зачем «выкаблучиваться»? Буквально домогаться внимания к себе способами, далековатыми от исполнительского мастерства. Дешевые «шоу-приемчики» в его арсенал не входят. Между тем концентрировать внимание куда честнее на реальном творческом процессе. По принципу: сколько стою — столько и получил. Иначе теряешь объективный ориентир не только как исполнитель.

Разве тот же Николай Расторгуев не знает себе цену? Знает… Но сам себе он ее не назначает. Тем более искусственно и как-то специально не завышает. Срабатывает инстинкт нравственного, личностного самосохранения. Когда такого не происходит, хоть «атас» кричи, как в одной из песен группы «Любэ».

Чего греха таить: всем нам приятны победы. Но празднуя их, всегда нелишне помнить, какой ценой они достаются. Четко различать, когда ты случайно  попал в зону культурной, социальной актуальности. А когда всего добился сам — своим умом, мышцами, талантом. Как говорят в одном известном приморском  городе, «две большие разницы».

Наум Сандомирский.