Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Образование

21.09.2017

Мир под микроскопом

<p>21.09.2017</p>
<p>Мир под микроскопом</p>

В начале прошлого учебного года СМИ рассказывали о реализации местной инициативы «STEM — образование для активизации творческого и инновационного потенциала детей и молодежи Чаусского района» на базе средней школы № 2 райцентра. Программа получила финансирование в результате победы в первом конкурсе инициатив проекта ЕС-ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь». Спустя год уже можно говорить о том, что результат есть. А это ни много ни мало — победы в районных, областных и даже международных конкурсах.
Заместитель директора по учебной работе Оксана Забегаева рассказала, что уже на протяжении трех лет в школе претворяется в жизнь республиканский проект внедрения модели в учебное исследование на предметах естественно-математического цикла. Если говорить про саму идею STEM-образования, то это попытка дать возможность детям развиваться в сфере программирования, инженерных, технических и естественных наук с математической обработкой. Заниматься по такой системе можно с детского сада. И это первая ступенька для ребят, которые решат в будущем продолжить свое образование в вузах по соответствующим специальностям. Благодаря этой инициативе дети могут увидеть и своими руками что-то «прощупать», с помощью цифровых лабораторий просмотреть, проанализировать, исследовать химические, биологические и физические явления.
— Большой плюс STEM-центра в том, что у активных и мотивированных детей нашего маленького городка есть возможность реализовывать свой потенциал, — считает Оксана Николаевна. — С появлением центра у ребят, интересующихся техникой, робототехникой и естествознанием, появилась возможность собираться, встречаться, делиться идеями. И это не только учащиеся нашей школы, но и дети со всего района.
Как результат работы по системе STEM-образования в прошлом учебном году — диплом первой степени в международном конкурсе «Игры разума» по физике Егора Власика. Его работа «Исследование звукопоглощения материалов» была представлена на фестивале наук в Белорусско-Российском университете и получила высокую оценку жюри.
Работа Александры Тимошенко по очистке воздуха, проведенная с помощью цифровой лаборатории получила пока лишь второе место в районе. Однако на этом она решила не останавливаться и уже в нынешнем году представит на конкурс обновленный усовершенствованный проект.
— О пагубном влиянии углекислого газа на здоровье человека знают, пожалуй, все, — отметила Александра. — Наша школа находится вблизи трассы, а значит, на ее территории CO2 очень много. Вот я и решила внести свой вклад в то, чтобы воздух, которым мы дышим, стал чище. Меня заинтересовало, сколько углекислого газа за определенное количество времени поглотят такие растения, как хлорофитум (в помещении) и мох (на улице). Исследования показали, что эти неприхотливые растения способны принести много пользы. Хлорофитум, например, поглощает 98 % углекислого газа, а мхи и лишайники — около 7%. Но немногие рассматривают мох в качестве серьезного очистителя, а коммунальные службы и вовсе стараются избавиться от него, как от чего-то вредного и некрасивого. Особенно если он растет на стенах домов. Мы же попробуем выращивать его если не на стенах, то на щитках. А озеленение территории взято на контроль, как одно из важных направлений работы. Так, неподалеку от школы озеленяется практически «голая» дворовая территория. В дальнейших планах озеленение целого микрорайона.
Демонстрируя результаты исследований, Александра показывает чемодан, лежащий на парте. В нем — небольшие черные коробочки. Это те же роботы, только они не могут двигаться, зато умеют делать различные исследования. Например, сканируют раствор и анализируют интенсивность его цвета. А все результаты регистрируются при помощи компьютера. Такое оборудование необходимо для проведения химических и биологических анализов.
— Особенность этого оборудования еще и в том, что оно регистрирует и записывает все изменения параметров, а это уже документ, — добавляет Александра. — Если раньше можно было приложить фотографию о результатах исследования, то сейчас благодаря новому оборудованию есть возможность приложить распечатку графиков со всеми реальными цифрами.
Учитель физики Ольга Серегина на базе STEM-центра ведет факультатив робототехники.
— Начинать что-то новое всегда страшно, — говорит Ольга Викторовна. — Справившись с эмоциями, взяла на себя факультатив по робототехнике. И хотя я не программист, но что-то собирать, скручивать — это все по моему профилю. Весь год вместе с ребятами училась и сама, чтобы восполнить пробелы в программировании. И надо сказать, что кое-чего мы за этот год достигли. На сегодняшний день ребята уже самостоятельно собирают и программируют роботов. На конкурсе по энергосбережению они предложили проект солнечной батареи. Разработка представляет собой аппарат, оснащенный датчиками, которые позволяют батарее поворачиваться к самому освещенному месту. С этим проектом в районе мы заняли первое место. К сожалению, на республику мы не прошли. Однако на этом не останавливаемся и будем дорабатывать проект.
Робототехника включает в себя две составляющие — сначала дети собирают робота, затем программируют. Понятно, что это самые простые программы, но и ученики, занимающиеся этим, — третий, четвертый и пятый классы. Однако и этого уровня программ достаточно для того, чтобы появились первичные навыки и стремление развиваться в техническом направлении.
Один из разработчиков Влад Пахоменко продемонстрировал возможности своей новой разработки. Робот оснащен ультразвуковым и инфракрасным датчиками.
— Собрать робота из деталей — дело достаточно быстрое, вот с программой все посложнее, — рассказывает Влад. — Ее разработка заняла целый день! Я могу совмещать программы, переделывать, добавлять что-то новое. Например, на основе уже имеющегося готового блока (Влад показывает схему на мониторе ноутбука) сделал так, чтобы робот двигался, не заезжая за черную полосу и при этом распознавал цвета предметов. Ведь совершенной программы нет, всегда можно разработать что-то новое. И это очень интересно!
Для успешной исследовательской работы в области химии и биологии в центре есть цифровая лаборатория с большим количеством датчиков, которые могут измерить целый ряд параметров. Соответственно появились возможности выполнять не только стандартные лабораторные работы, но и заниматься углубленным анализом.
Особенностью исследований является возможность вывести на экран изображение, а это значит, что за одним компьютером может работать уже не один ученик, а целая группа. А если говорить про демонстрационные примеры, то педагог, работая на таком оборудовании, может вывести через мультимедиа-проектор изображение на доску, — тогда весь класс будет видеть результаты проводимых исследований. И — делать свои маленькие открытия.
Например, узнать, как устроена челюсть кузнечика, рассмотреть ротовой аппарат комара или продольный срез дождевого червя, наблюдать, как высыхает растение или движется насекомое…
— Мне было очень любопытно рассматривать ротовой аппарат насекомого. Например, бабочки. Как он выглядит в увеличении, — рассказала учащаяся 9 класса Яна Крылова. — Это настолько захватывающее зрелище. Никогда бы не подумала, что там такое количество маленьких рифленых волосков. В увеличении это выглядит довольно страшновато. В этом году я намерена написать исследовательскую работу по особенностям какого-нибудь насекомого. А в будущем планирую поступать в медицинский университет. Так что полученные знания мне очень пригодятся.
— Без рук и ума человека все эти датчики просто железки, которые что-то измеряют, — отметил автор инициативы и руководитель Могилевского экологического объединения «ЭНДО» Андрей Пахоменко. — Вот ребята придумали, как измерить поглощение звука, и получили на конкурсе дипломы не за то, что использовали датчики, а за то, что придумали, как их правильно использовать. Как при помощи своего «авторского» устройства и датчиков измерить характеристики объектов и получить правильные цифры. В принципе это похоже на игру — научную. И дети, играя, осваивают определенные технологии, используемые в реальной науке. Это не только очень важно для их дальнейшего развития, но и очень интересно!
Галина ГАВРИЛОВИЧ.