Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Экономика

17.08.2017

На что спрос, на то и цена?

<p>17.08.2017</p>
<p>На что спрос, на то и цена?</p>

Профсоюзы мониторят цены на социально значимые товары

Рост цен — одна из  самых обсуждаемых в народе тем. Вот и в автобусе, которым я добирался на работу, разговор между двумя пенсионерками по поводу «ценового фактора» завершился коротким резюме: «Ой, да все дорожает».

Хоть после деноминации белорусских денег прошел уже год, люди, тем не менее, продолжают сравнивать, что было до нее и что стало после. Да, магазины после времени «Д» округлили «копеечные» цифры, а хитрые рыночные продавцы, торгуясь с покупателями, до сих пор пользуются моментом: клиенту психологически проще отдать рубль, чем «доденоминационные» 10 000 рубликов. Не говоря о копейках! Разумеется, и после деноминации цены не стояли на месте. Потому как зависят от ситуации в экономике, от себестоимости продукции и множества прочих факторов вроде валютного курса, транспортных издержек, оптовых и торговых надбавок. В то же  время на 2017 год была поставлена задача по выходу на однозначные параметры инфляции. И она —  выполняется. По статистическим данным за первое полугодие, потребительские цены на товары и услуги в стране выросли в среднем на 3,5 %. А в июле мы и вовсе имели дефляцию — индекс потребительских цен снизился на 0,1%.

Кому-то кажется, что инфляция выше, чем утверждает статистика? Что ж, каждая семья может судить о ней по-своему — Национальный статкомитет измеряет не инфляцию в целом, а именно индекс потребительских цен, который рассчитывается на основе определенного набора товаров. И  этот набор, конечно, отличается от того, что потребляет конкретная семья с ее образом жизни, «кошельком», вкусами и пристрастиями —  «ощущение» инфляции для нее может быть совершено другим. А для психологов, кстати, давно стал классикой феномен — инфляция в восприятии обычного человека, как правило, гораздо выше, чем ее реальные показатели. Потому как люди видят в первую очередь растущие цены, а не те, которые снижаются. Как бы то ни было, сегодня производители стараются сделать все возможное, чтобы снизить себестоимость товаров и услуг. Но есть нюансы, когда, например, цены на одну и ту же продукцию в  магазинах значительно различаются …

Минувшей весной мониторинг цен начала проводить рабочая группа Федерации проф-союзов Беларуси. Цель — не допустить необоснованного их роста и случаи недобросовестной конкуренции. Инициативу профсоюзов поддержал глава государства, поручивший провести народный мониторинг более масштабно. «Все в отчетах статистики и правильно, и хорошо по методикам, но в магазинах по основным товарам, основным продуктам питания ситуация может быть другая, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Какая она — кто, как не профсоюзы, это лучше всего знает!»

Рабочие группы профсоюзов в областях, районах, городах стали отслеживать ценовые предложения  в сетевых гипермаркетах, магазинах шаговой доступности и прочих торговых точках. Фиксируемые цены (самая высокая и самая низкая, чтобы вывести среднюю) по одинаковым позициям на 42 группы продовольственных товаров затем заносились в специальную электронную таблицу, которая отправлялась для изучения в правительство. Предполагается, что среднюю цену на ту или иную группу товаров сравнят со средней зарплатой работников  в регионах и в целом по стране. Такой мониторинг профсоюзы намерены проводить ежемесячно.

— Комиссии по изучению цен были созданы во всех районных объединениях профсоюзов  области, — сообщила завотделом социального партнерства и трудовых отношений Могилевского областного объединения проф-союзов  Екатерина Чистякова. — Но для республиканского мониторинга были отобраны магазины Могилева, Бобруйска, а также в 6 регионах: Горки, Дрибин, Костюковичи, Климовичи, Славгород, Чаусы. Было рекомендовано, чтобы в перечень торговых «точек» обязательно входили сетевой супермаркет, магазины райпо и частной торговли. Мы не только изучаем минимальные и максимальные цены, но и сравниваем, какие они в разных районах. Сильных колебаний цен по непродовольственным товарам не выявлено, а вот что касается  продовольственных — есть вопросы… 

По сравнительным данным  майского и июньского мониторингов, в первом летнем месяце  подорожали  «Докторская» колбаса, сыр «Голландский» жирностью 45%, кефир жирностью 1,5%, овсяные хлопья, фасованный сахар, картофель и ржаной хлеб. Зато подешевели пшеничная  мука, куриные яйца, свежие огурцы и помидоры, яблоки. А больше всего бросилась в глаза немаленькая  разбежка между минимальными и максимальными ценами на один и тот же продукт. Рекордсмен здесь — фасованная вермишель. Если минимальная цена на нее в июне составляла в Могилевской области 1,13 рубля за кило, то максимальная — 4,38 (на 272% выше!). А цена ржаного хлеба колебалась от  0,98 рубля за килограмм до 3,18. Часто встречалось и такое, что минимальная цена  на тот или иной продукт питания в июне снизилась по сравнению с маем, зато  значительно возрастала максимальная. К примеру, минимальная стоимость сметаны жирностью 15% в июне снизилась с 3,10 до 2,45 рубля за килограмм, зато максимальная поднялась с 4,60 до 4, 95 рубля.

— Конечно, если участники мониторинга видели, что какой-то продукт за месяц заметно подорожал, спрашивали у  работников магазина, чем  это вызвано, — рассказывала Екатерина Чистякова. — Как правило, звучал ответ, что либо были отменены акции по снижению цены, либо повышал отпускную цену производитель товаров.

В силу журналистской профессии я часто бываю в разных районах Могилевщины — по большому счету, везде торговля работает в одинаковых условиях. Почему же тогда  цена на один и тот же продукт в регионах существенно отличается?

— Такого, чтобы в конкретном магазине она резко выросла за месяц, все-таки нет, — отметила главный специалист отдела социального партнерства и трудовых отношений областного объединения профсоюзов Юлия Богачева. —  Но разбежки между ценами на один и тот же продукт в разных районах  действительно могут быть достаточно большими…  

Возьмем только минимальные цены на некоторые продукты. В Костюковичском районе  килограмм говядины стоил в июне  5,72 рубля, а в Дрибинском —  аж 9,77. Самая дешевая свинина  по минимальной цене была в тех же Костюковичах (5,30 за кило), самая дорогая — в Бобруйске (6,30).В Славгороде литр пастеризованного молока жирностью 1,5%  можно было купить за 0,79 рубля, а в Чаусах за 1,47. Зато в Чаусах и Бобруйске был самый дешевый ржаной хлеб — 0,99  рубля за килограмм, тогда как в Могилеве его минимальная цена — 1,68. Кило сметаны жирностью 15% в славгородском магазине — минимум 2,45 рубля, в бобруйском — 3,46. Чтобы выяснить, почему такое происходит, необходим детальный анализ. Возможно, что у предприятий — разная себестоимость продукции, не исключено, что какой-то производитель пользуется монопольным положением на рынке…

Уже, например, можно констатировать, что чуть не повсеместно подорожала молочная продукция. Почему это происходит в сезон большого молока — тоже вопрос. Пока задача профсоюзных контролеров — отра-зить общую картину с ценами, направить полученную в ходе мониторинга информацию для анализа и принятия  мер в ФПБ, Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Но предполагается обсудить, что можно и нужно сделать, как повлиять на то, чтобы не допустить необоснованного ценового роста , и на местном уровне — на ближайших президиумах областного объединения профсоюзов. Напомним, сегодня на всех предприятиях стоит задача снижения себестоимости продукции, решение которой зависит от каждого работника — как правило, члена профсоюза. К тому же те, кто трудится на тех же молочных, мясных производствах, хлебозаводах покупают свои же изделия  в магазинах. И вряд ли могут быть равнодушными к  тому, что цены на них растут!         

—  Если говорить о молочной продукции, то были подняты закупочные цены на молоко, что вызвало и рост отпускных цен у переработчиков, — говорит начальник управления торговли Могилевского облисполкома Инесса Короткевич. —  Овощи подорожали в межсезонный период, но будет новый урожай, так что роста цен на них мы не ожидаем. Вообще, если и происходит рост цен на ту или иную продукцию, то не за счет повышения торговых надбавок. Многие магазины торгуют даже с нулевой наценкой, практикуют распродажи товаров. Если говорить о нашей области, то по индексу потребительских цен она занимает второе-третье место в стране. У нас, например, самый дешевый школьный базар, самые низкие цены на товары для школьников.     

Сам факт дефляции в июле, обращают внимание специалисты, говорит о том, что даже если одни продукты дорожают, другие становятся дешевле. Возможно, что в приторможении инфляции сыграл роль и «народный контроль» за ценами, инициированный профсоюзами. К слову, о том, на какие товары больше всего беспокоит рост цен, начали сообщать в профсоюзы и обычные люди. Благодаря этой информации, ФПБ решила, в частности, расширить для мониторинга перечень наиболее востребованных медицинских препаратов отечественных и зарубежных производителей.  

Конечно, в Беларуси — свободное ценообразование, и речь не о том, чтобы административным путем обуздать рост цен. В то же время, если на какие-то товары они растут, значит, что-то с производством или продажами не так. Чтобы вылечить болезнь, надо поставить точный диагноз.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.