Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Проблема

10.08.2017

Затраты и тарифы

<p>10.08.2017</p>
<p>Затраты и тарифы</p>

Специалисты Госконтроля продолжают выявлять резервы по снижению затрат на жилищно-коммунальные услуги

Стоимость жилищно-коммунальных услуг должна соответствовать доходам населения — государство оказывает огромную поддержку ЖКХ, выделяя субсидии на покрытие разницы в тарифах и значительные средства на целевое финансирование. По предварительным данным, население Беларуси возмещает сегодня свыше 60% стоимости этих услуг.

 В то же время поставлена задача постепенно повышать тарифы, чтобы выйти на 100-процентное их погашение населением, уйти от перекрестного субсидирования. Конечно, при условии должного качества обслуживания и роста зарплаты людей. А также снижения затрат, себестоимости услуг. К слову, применению технологий, позволяющих оказывать качественную услугу с наименьшей стоимостью, способствуют и установленные государством «ориентиры» — планово-расчетные цены для  коммунальных предприятий. Но, как показывают проверки (четвертый год Комитет госконтроля страны уделяет особое внимание обоснованности формирования тарифов в ЖКХ), до сих пор встречаются факты нерационального использования государственных средств, необоснованное отнесение затрат на себестоимость … А то и вопиющей бесхозяйственности!

—  В частности, — рассказывает начальник отдела контроля строительства и жилищно-коммунального хозяйства КГК Могилевской области Людмила Непапушева,  — в горецком «Коммунальнике» необоснованно завышали себестоимость оказываемых услуг по водоснабжению — потери воды отражались как расходы на технологические нужды (промывку фильтров станций обезжелезивания, сетей и другие) без фактического выполнения этих работ. Только за два последних года на эти цели предприятием необоснованно «списано» порядка 600 тысяч кубометров воды, чем завышена себестоимость соответствующих услуг более чем на 76 тысяч рублей. По подсчетам КГК, фактические потери воды на предприятии в 2015 году составили 27,5%, в 2016 году  —  32,5% и превысили доведенное задание соответственно в 1,4 и 1,8 раза.

А как можно говорить об  эффективном использовании водного ресурса, если в районах Могилевщины действуют разные нормы водопотребления (из колонок) для личных подсобных хозяйств? Если, отметили в КГК, месячная норма водопотребления для владельцев частных бань в Костюковичском районе составляет 1200 литров на одного проживающего, то в Горецком — 400 литров, а  в Кричевском и Чериковском — по 1200 литров на одно домовладение (без учета количества проживающих). Специалисты КГК опросили жителей некоторых населенных пунктов, которые пользуются водой из водоразборных колонок,  и установили, что отдельные нормы необоснованно завышены. К примеру, со слов жителей деревни Белынковичи Костюковичского района, на нужды бани в месяц на одного человека расходуется от 80 до 200 л воды при фактической оплате за 1200 литров. В каждом районе — свои нормы на водопотребление и для нужд скота, содержащегося в подсобных хозяйствах. К примеру, костюковичская и горецкая куры (согласно утвержденным райисполкомами нормам) выпивают по 1 литру  воды в сутки, чаусская — 1,2 л, а быховская — уже 1,5 литра! Завышенные  нормы могут служить и «прикрытием» безалаберности, бездействия,  а самое печальное — сказываются на наших с вами кошельках.

Немалое количество средств в ЖКХ уходит и на содержание непрофильных объектов — это тоже необоснованные расходы. 

— На 1 апреля 2017 года, — говорит Людмила Непапушева, — на обслуживании у предприятий ЖКХ находилось 370 объектов, не связанных с осуществлением основной производственной деятельности, переданных им по решениям местных органов власти в предыдущие годы, в основном, без заключения соответствующих договоров. Убыток от их содержания в прошлом году составил 1,7 миллиона рублей, за I квартал 2017-го — 396,1 тысячи рублей. При этом в местных бюджетах области в нарушение закона практически не предусматриваются средства на возмещение затрат на содержание и обслуживание непрофильных активов — основная финансовая нагрузка  возложена на предприятия ЖКХ. К примеру, в бобруйском «Водоканале» в 2016 году на содержание 16-ти непрофильных объектов (теплоход, ресторан, фонтаны, кафе и прочие) израсходованы 2,3 миллиона рублей собственных средств, убыток составил 431,1 тыс. рублей. А в быховском «Жилкомхозе» на содержание 40 непрофильных объектов (музей, база отдыха, база лесхоза, типография, здание статистики и т. д.) израсходованы в прошлом году 336, 4 тыс. рублей собственных средств, убыток — 325 тысяч рублей.

Хотя эти деньги коммунальщики могли пустить, к примеру, на  подготовку того же жилья к зимним условиям (к слову, на балансе организаций ЖКХ Могилевской области числится 2429,3 км тепловых сетей, из которых 15%  превысили нормативный срок эксплуатации, а 4% и вовсе нуждаются в замене по причине износа), на модернизацию оборудования и снижение себестоимости услуг. По мнению КГК, отрасль нужно постепенно очищать от непрофильных объектов, а если оставлять их на «попечении» коммунальщиков, то — на договорной основе и за оплату. До тех пор, пока местные власти не вовлекут такие объекты в хозяйственный оборот и они не начнут приносить прибыль.

Увы, не изжито в организациях ЖКХ и необоснованное посредничество при закупках товаров (работ, услуг), расходы по которым относятся на себестоимость. К примеру, возникла необходимость у кировского «Жилкомхоза» закупить новые шины для своей техники. Рядом,  в Бобруйске, знаменитый шинный гигант. Но коммунальщики почему-то решили приобрести 20 шин у посредника — ИООО «Кировский пищевой комбинат» с 30-процентной наценкой. В результате «Жилкомхозом» излишне отнесено на себестоимость 2,4 тыс. рублей. А в «Бобруйскжилкомхозе» контролеры выявили случай вообще из ряда вон выходящий: в 2015 году предприятие  закупило у  2 посредников электротехническую продукцию на общую сумму 193,47 тыс. рублей с надбавкой к цене завода-изготовителя в размере до 68% (при максимально допустимых 10%!). В результате излишне уплачено и отнесено на себестоимость 68,8 тысячи рублей. С чего бы вдруг такая щедрость? Материалы проверок были переданы финансовой милиции —  в отношении главного инженера «Бобруйскжилкомхоза» возбуждено уголовное дело. 

Казалось бы, правила оплаты жилищно-коммунальных услуг известны, обкатаны и разжеваны до мелочей. Однако контролеры выявили,  что в отдельных организациях ЖКХ не  взимают с собственников нежилых помещений в многоквартирных домах отчислений на капремонт. В частности, в Могилеве на протяжении последних лет не участвовали в финансировании затрат по капремонту жилищного фонда свыше 300 таких собственников.

—  По предварительным оценкам, общая сумма неуплаченных ими отчислений составила более 100 тысяч рублей в год, — подчеркнула Людмила Непапушева. —  Изучение этой проблемы продолжается в рамках проверок двух госорганизаций ЖКХ Могилева. Есть вопросы и по планированию использования средств населения на капремонт. К примеру, в Могилевском ГКУП «Управление коммунальных предприятий» «заморожено» свыше 229 тысяч рублей бюджетных средств и отчислений населения на кап-ремонт жилых домов в нереализованной проектно-сметной документации по 96 объектам жилищного фонда, разработанной еще в 2003—2013 годах. При этом, к сожалению, не  предполагается выполнение ремонтно-строительных работ на основании этой документации из-за ее неактуальности и острого дефицита бюджетного финансирования.

Специалисты КГК не только выявляют недостатки, но и вносят предложения о том, как следует рачительно хозяйствовать. К примеру, выяснилось, что в первом полугодии 2016 года средняя себестоимость выработки 1 Гкал тепловой энергии по организациям ЖКХ Могилевской области при сжигании дров (129, 6 рубля) на 14% превысила себестоимость энергии из природного газа  (113,8 рубля).  Чтобы выявить резервы по снижению себестоимости дровяного топлива,  КГК  предложил провести эксперимент: Чаусский лесхоз безвозмездно передал отходы лесозаготовок на участке площадью 4,9 га чаусскому «Жилкомхозу», который собственными силами заготовил и вывез древесную щепу. В результате, затраты коммунальщиков на эти лесные работы оказались в полтора раза ниже цены, по которой лесхозы реализуют организациям ЖКХ щепу. К слову, и Чаусский лесхоз сэкономил на затратах по уборке лесосеки почти 400 рублей, а еще дополнительно получил лесопродукции на   14 тысяч рублей за счет того, что лесорубы были задействованы не на санитарной рубке «некондиции», идущей на топливо, а на заготовке деловой древесины. КГК предложил Могилевскому облисполкому и Могилевскому ГЛХО распространить этот опыт взаимовыгодного сотрудничества организаций жилищно-коммунального и лесного хозяйств по вовлечению в хозяйственный оборот отходов лесозаготовок и использованию их в качестве топлива по всей области.

По  результатам контроля  КГК в первом полугодии 2017 года к административной ответственности на 8,5 тыс. рублей привлечены 3 жилкомхоза и 59 работников предприятий ЖКХ, дисциплинарно наказаны 35 должностных лиц, в бюджет возвращено 292,1 тыс. рублей, сэкономлено 309,2 тыс. рублей бюджетных средств, доначислено 22,3 тыс. рублей налогов, возбуждено 1 уголовное дело.

Недавно КГК Беларуси провел коллегию с участием правительства и губернаторов. На ней было отмечено, что снижение затрат в организациях ЖКХ — приоритетная задача, которую надо решать всей вертикали власти от Совмина  до председателя райисполкома. Насколько велики резервы по снижению затрат? Об этом говорит такой пример: в прошлом году госконтролеры, изучив совместно с органами власти и организациями вопросы формирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг, внесли предложения, реализация которых позволила снизить в 2016 году затраты организаций ЖКХ на 16,5%, сэкономить 267 млн. рублей. А комплексные меры, принимаемые в этом году, должны  привести, по предварительным расчетам, к снижению годовых затрат  на услуги ЖКХ на сумму около 220 млн. рублей, себестоимости — на 7,3 %.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.