Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Экономика

6.07.2017

Налоги на добрые дела

<p>6.07.2017</p>
<p><b>Налоги на добрые дела</b></p>

Хотим жить в процветающей стране, где развиты наука, медицина, образование? Это невозможно без денег, без налогов от населения и бизнеса. Поэтому важно, чтобы никто не уклонялся от их уплаты. Ведь, по большому счету, это то же самое, что украсть у самого себя. Законопослушные граждане слоган «заплатил налоги, и спи спокойно» воспринимают как само собой разумеющееся.
Обращаются люди в налоговую и за помощью — кому-то предоставили некачественную услугу, кому-то не дали возможность рассчитаться платежной карточкой… Сам несколько раз сталкивался с тем, что в небольших магазинах отказывались брать для расчета пластик. Типичный ответ: «Сломался терминал. Нет наличных? Снимите деньги в банкомате…»  И продавца абсолютно не «колышет», что сей агрегат принадлежит не «моему» банку и потому за выдачу наличных «сдерет» хорошую комиссию. А недавно в налоговую инспекцию №2 Ленинского района Могилева обратился пассажир легкового такси. Мало того, что у него отказались принять платежную карточку, так в авто вдобавок якобы не работал таксометр и таксист не выдал чек на оплату поездки. Благо, что пассажир оказался не лыком шит — весь процесс переговоров и расчета с таксистом сумел запечатлеть на «мобильник». При проверке нарушитель, вспоминали налоговики, не нашел ничего лучшего, чем сказать, что-де руководство фирмы запретило выдавать чеки… Как бы то ни было, поскольку таксист представлял юридическое лицо, то именно фирме придется ответить за нарушение, которое карается  солидным штрафом.
—  Платежные терминалы удобны не только для пассажиров, покупателей, — отметил замначальника отдела оперативных мероприятий налоговой инспекции №2 Ленинского района Вячеслав Мисевич, — их установка способствует также профилактике нарушений. Если человек расплачивается банковской картой, то деньги проводятся через кассу автоматически. Обсчитать или не выдать чек в  этом случае невозможно. Более того, согласно  законодательству всем юридическим лицам, осуществляющим деятельность  в городах областного подчинения  (Могилев и Бобруйск), до 1 августа необходимо установить средства контроля налоговых органов (СКНО) — специальные электронные устройства для сбора, обработки и передачи налоговым органам информации о денежном обороте (выручке) каждой единицы кассового оборудования в режиме реального времени. Такие устройства уже установлены в торговых автоматах, на автомобилях-такси, автозаправочных станциях. Внедрение СКНО облегчит работу и нам — мы сможем, проанализировав поступившую информацию о выручке, определить, на работу какой организации, индивидуального предпринимателя следует обратить особое внимание. Кстати, для кассового оборудования, используемого в автомобиле-такси, предусмотрена также возможность передачи координат его местонахождения. Если, допустим, таксометр включен и мы видим, что такси постоянно перемещается по городу и в то же время не поступает информация об оплате проезда, — значит, не исключено, что таксист может скрывать выручку.
Как сообщили в инспекции, до декабря текущего года СКНО должны установить юридические лица, осуществляющие деятельность в городах районного подчинения, а с 1 января 2018 года — по всей территории Беларуси. С 1 июня будущего года это требование становится обязательным и для  индивидуальных предпринимателей в городах областного подчинения, с 1 июля — в городах  районного подчинения, с 1 августа — по всей территории страны.
Но, случается, продавец специально не выбил и соответственно не выдал покупателю чек. Вот здесь и должна сработать наша с вами налоговая культура! Покупатель обязан требовать от продавца чек. Хотя бы для того, чтобы не оказаться вдруг у «разбитого корыта». Ведь если вы не взяли чек, а потом выяснится, что приобрели некачественный товар или услугу, обменять купленное изделие или вернуть деньги практически нереально.
— В крупных магазинах, как правило, такие нарушения — редкость, — заметил Вячеслав Мисевич. — Чаще продавцы не пробивают те же чеки в небольших магазинах. Выявляем это в ходе проверок, рейдов с помощью контрольной закупки и мы сами, сообщают о нарушениях и покупатели. Вообще проверка не бывает случайной, ей предшествует анализ налоговых поступлений, в ходе которого могут возникнуть вопросы по поводу деятельности субъекта хозяйствования, либо поступает информация о том, что, допустим, в каком-нибудь магазине закрывают глаза на требования закона. Обычно пойманные за руку продавцы оправдываются, что, мол, забыли выбить чек или что-то вдруг помешало это сделать… Как бы то ни было, такое нарушение приводит к сокрытию выручки и недопоступлению налоговых отчислений в бюджет. Если продавец допустил первичное нарушение, то ему назначается минимальное наказание. А владелец, администрация магазина обязаны контролировать работу продавцов и обеспечивать их всем необходимым для этого. Если кассовый аппарат сломан, продавец должен закрыть прием денег. То же самое — и в случае окончания кассовой ленты. Бывает, покупатели даже не смотрят на пробиваемый чек, не берут его. Но это не освобождает кассира от обязанности выдавать его при каждой совершаемой покупке. Хотелось бы, чтобы и у покупателей вошло в привычку: приобрел товар, оказали тебе платную услугу — возьми (а не дают — потребуй) чек. Ведь это в их интересах!
К примеру, на днях, рассказывали мне, пришла в налоговую инспекцию  пенсионерка с жалобой на некачественно оказанную услугу. Приобрела она у предпринимателя теплицу за 400 рублей, продавец привез ее, установил. А потом поднялся сильный ветер и унес с собой слабо закрепленный «парник». В заявлении пенсионерка также указала, что продавец не выдал чек на покупку. По поводу некачественной услуги — это в общество по защите прав потребителей и в управление торговли, объяснили заявительнице налоговики, и на будущее порекомендовали обязательно требовать чек. Но предпринимателя «на заметку» взяли —  как показала проверка, он действительно скрывал выручку, и был за это наказан. Что ж, возможно, «обжегшаяся на молоке»  пенсионерка в будущем уже не забудет потребовать за купленный товар чек или квитанцию об оплате.
Ну, а нарушителей налогового законодательства рано или поздно, но поймают за руку. Если кто-то думает, что он не покажет легальный доход и заплатит меньше налогов в бюджет, — пусть не обольщается: штрафы превысят все нелегальные доходы. К слову, количество выявленных за 5 месяцев текущего года налоговых нарушений по Могилевской области снизилось по сравнению с прошлым годом на 70 случаев — это свидетельствует о том, что бизнес становится более цивилизованным. И, конечно, еще более подкрепила бы имидж магазинов, привлекла больше покупателей установка платежных терминалов для расчетов банковской карточкой. Кстати,  этими устройствами (согласно постановлению Совмина и Нацбанка страны №924/16, принятому еще в 2011 году) уже должны быть оснащены объекты торговли и услуг в городах областного и районного подчинения, а с 1 июля текущего года, напоминают налоговики, терминалы должны быть установлены и использоваться в поселках городского типа, а также в сельской местности. Понятно, это требует определенных расходов. В то же время государство шло навстречу бизнесу — сроки установки терминалов не единожды переносились. Индивидуальным предпринимателям было разрешено использовать один терминал для  нескольких точек, расположенных в торговом центре. А в этом году были введены определенные преференции для вновь зарегистрированных ИП — плательщиков единого налога. Они вправе не использовать кассовое оборудование и платежные терминалы в течение 3 месяцев с момента госрегистрации. А по истечении этого срока в случае подачи заявки в банк на установку терминала добавляется еще 2 месяца. Также 2 месяца можно не использовать терминал в новом торговом объекте, открытом индивидуальным предпринимателем, при условии, что он подал заявку в банк на его установку.
К сожалению, не все соблюдают закон: за 5 месяцев 2017-го в ходе налоговых проверок по области выявлено 45 нарушений, когда терминалы не были установлены или не использовались. Что делать, если вам, покупателю, необоснованно отказали принять платеж через банковскую карточку? Потребовать книгу заявлений и предложений и сделать там соответствующую запись, советуют специалисты, а также сообщить в налоговую инспекцию, общество по защите прав потребителей. Терминал сломан, не работает? Тогда администрация, владелец магазина должны заблаговременно с помощью объявлений предупредить покупателей о поломке или отсутствии оборудования.
— Переход на повсеместное использование платежных терминалов выгоден всем, — подчеркнул заместитель начальника инспекции МНС Беларуси по Могилевской области Николай Панков. — Страна планомерно переходит на безналичные платежи, торговые организации экономят на инкассации наличности, покупатели получают удобный способ расчета с гарантией, что их не обсчитают. Придет время, когда мы полностью откажемся от использования наличных. Ну а сейчас просто хочу призвать к сознательности продавцов, чтобы они не отказывали в электронных платежах,  выдавали чеки или другие платежные документы на приобретенный товар или услугу. И посоветовать покупателям: не смотрите сквозь пальцы на нарушение собственных прав — смело их отстаивайте. В свою очередь нами проводится множество мероприятий, направленных на повышение налоговой культуры. Такие, например, как «Покупатель, требуй чек!». По инициативе налоговой службы соответствующие акции проводят и торговые организации — в частности, игру «Кассовый чек как счастливый билет», в ходе которой покупатели смогли получить за выигрышный чек денежный приз.  Налоговая служба совместно с Нацбанком ежегодно проводит на районном, областном, республиканском уровнях конкурсы по финансовой грамотности. В детских садах и школах совместно с отделами образования проводим акцию «Детям о налогах». Во время встреч с ребятами вручаем им увлекательно написанные сказки о налогах Валентины Шаповаловой. Школьники  не только поняли, для чего необходимо платить налоги, но и почувствовали, что уплата их  — дело важное и доброе, нужное всем нам.
…А мне при этих словах тоже вспомнилась сказка из детства «Волшебный мешочек». Суть ее в том, что за каждое доброе дело нужно было положить камешек в мешочек. Сделал доброе дело — клади камешек. Еще сделал — еще клади. И так — пока не наполнишь мешочек. И в результате делать добрые дела стало для маленького героя образом жизни.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.