Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Проблема

28.04.2017

«МАШИННЫЙ» ДВОР

<p>28.04.2017</p>
<p>«МАШИННЫЙ» ДВОР</p>

С началом дачного сезона  во дворах могилевских многоэтажек прибавилось «легковушек». Компанию постоянно ночующему у подъездов транспорту составили «ласточки», проведшие большую часть зимы в гаражах и других удаленных от жилых массивов местах.
А в редакцию нашей газеты косяком пошли звонки и письма от рассерженных горожан на тему «Доколе мы будем терпеть «автобардак» во дворах?»
«Владельцы автомашин не соблюдают тишину и ночью, — пишут, например, в коллективном  письме жильцы одного из домов по улице Вавилова. — Приезжают и уезжают, когда им нужно, прогревают моторы, как на испытательном стенде, от чего увеличивается количество выхлопных газов, а в окнах дребезжат стекла, очень громко хлопают дверьми, часто орет охранная сигнализация. Покоя нет!  А среди жильцов нашего дома есть бывшие узники концлагерей, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, ветераны труда и дети». И как крик души: «Неужели люди не имеют права на отдых ночью, на более или менее чистый воздух? Получается, что нет».
Еще одно обращение: «У нас на улице Космонавтов автомобили ставят прямо на детскую площадку, и ЖЭУ пыталось принять меры, и ГАИ  предупредила, что в случае повторных нарушений начнет эвакуацию транспортных средств — ничего не помогает». И жильцы  дома №13 по улице Большая Машековская посетовали по телефону, что у них под окнами на «зеленом пятачке» постоянно ночует табун разномастных авто. Что делать? По-видимому, первым делом обратиться в ГАИ: согласно ПДД, нельзя ставить машину  на зеленой зоне, на пешеходных дорожках (тротуарах), на проезде, прилегающем к жилой застройке (со стороны дома), в месте, где автомобиль будет препятствовать движению спецтехники (въезды во дворы и выезды из них, проезды в арках, узкие местные проезды, рядом с мусорными контейнерами и т.д.). Жильцы дома по улице Вавилова так и поступили: вызвали ГАИ, которая оштрафовала«придворных» автовладельцев за нарушения. Вот только ситуацию это, рассказывали они, не изменило, а вызывать «гаишников» каждый день не будешь. Возможно, есть смысл обратиться и в санслужбу по поводу загазованности выхлопными газами или в горинспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды насчет испорченной зеленой зоны. (Кстати, как сообщили природоохранители, за повреждение того же газона — штраф до 5 базовых величин.) А еще можно посылать письма во властные инстанции, газеты, жаловаться в прокуратуру… Вот только результат, в принципе, один и тот же. Даже если компетентные органы отреагируют, приедут на вызов и при удаче кого-нибудь оштрафуют, назавтра все та же «картина маслом»: машины — на траве, дети играют в мячик между машинами.
Наша газета не единожды писала о проблемах парковки во дворах, о том, что борьба за свободные места по мере автомобилизации населения будет обостряться. Что, если не принимать меры, неизбежен и рост конфликтов между жильцами и владельцами авто.  Первые считают, и абсолютно правильно, что двор должен быть зеленым оазисом, где можно отдохнуть и подышать свежим воздухом, вторые гневно вопрошают: «А куда деть машины, где расширение стоянки и когда будет капремонт двора? Если бы во дворе было достаточно парковочных мест, на траву бы никто не полез!» Да только и проведенное в отдельных дворах микрорайона Юбилейный, например, благоустройство дворовой территории с расширением проезжей части и стоянок для  авто полностью проблему дефицита с местами для парковки не решило. В советские времена, когда в этом спальном районе строились типовые пятиэтажки, достаточно было дворовой стоянки на 6–10 авто. Но и увеличение мест  для авто после капремонта двора  вдвое- втрое все равно погоды не  сделало.
Безусловно, городскими властями принимаются меры по расширению парковок, автостоянок. Но темпы автомобилизации гораздо быстрее. На более чем 150 тысяч машин, которые нынче находятся в личном  пользовании граждан, в Могилеве имеется около 40 платных стоянок и, как сообщили в управлении коммунальных предприятий города, 2672 места для парковки во дворах Ленинского района и 3741— Октябрьского! Плюс примерно 30 тысяч гаражей…
— Так ведь и пустующих гаражей, например, в районе областной больницы, немало, — говорили могилевчане. — Многие имеющие гаражи автовладельцы предпочитают держать машины  у подъезда — так им удобнее: ездить за машиной не надо, платить за стоянку — тоже. А то, что машины создают неудобства для жильцов, среди которых и пожилые, и больные люди, им безразлично. Почему от транспортных проблем «товарищей на колесах»  должно страдать все население от мала до велика?    
В Могилевском горисполкоме в связи с таким вопросом только и сказали, что число парковок в городе увеличивается, что если еще в 2015 году застройщики должны были обеспечивать при строительстве домов 60% машино-мест, то теперь — по одному парковочному месту на квартиру. А  какие перспективы по расширению парковок в районах  старой застройки?
— Нам  тоже звонят жильцы: одни требуют расширить парковки во дворах, другие —  вообще их убрать, — отметил начальник отдела по благоустройству и эксплуатации жилого фонда управления коммунальных предприятий Могилева  Евгений Шеменков. — Уширение парковок происходит, как правило, при комплексном благоустройстве дворовой территории, для этого в установленном порядке должна  быть разработана проектно-сметная документация. Все это требует серьезных финансовых средств, будут деньги — будем строить.
Но проблема ведь не только в том, что не хватает машино-мест в старых дворах. Как совместить требования авто­владельцев о расширении автопарковок с желанием пенсионеров, инвалидов, молодых мам с детьми и просто жильцов иметь тихий, зеленый и безопасный двор? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос я во властных коридорах не услышал. Конечно, если есть возможности (техусловия и нормативы), необходимо увеличивать проезжую часть и число мест для парковки. Но, наверное, именно для парковки, а не для круглосуточной стоянки! Временная парковка — это когда  человек приехал к своему дому, чтобы взять с собой домочадцев, на обед, выгрузить покупки, вещи и т.д. А дворовая территория все-таки, наверное, не автостоянка — здесь должны быть детская площадка, клумбы, газоны, деревья и кустарники. Зона для отдыха!
Во многих странах Запада, столкнувшись с «массовым наступлением автомобилей», срочно приняли меры. Многоквартирные дома там строятся с подземными парковками, коттеджи — со встроенными гаражами. На ночной простой у многоэтажек — запрет, «безгаражные» автовладельцы ставят машины на платных стоянках и паркингах.  Одновременно сеть общественного транспорта  стараются развивать так, чтобы им в городе пользоваться было более удобно, чем автомобилем. Ставка также делается на такой альтернативный вид транспорта, как велосипед, —  предпринимается все возможное, чтобы велосипедистам было удобнее передвигаться по улицам. А еще в тамошних правоохранительных ведомствах не услышишь: «На каждом углу и в каждом дворе полицейского не поставишь». Все просто: тех, кто нарушает правила парковки, нещадно штрафуют специальные службы (что-то вроде дорожных смотрителей), получающие процент с каждого штрафа. Что-нибудь из вышеперечисленного работает эффективно у нас?          
Платные стоянки — что в центре Могилева, что на окраинах — хорошо, если загружены наполовину. Насколько дорого ставить там машину? На стоянке по улице Орловского, к примеру, месячный абонемент — 45 рублей в месяц, с 1 мая его стоимость снижают на 30%. Все равно дорого? В конце концов, если человек задумывается о покупке автомобиля, то, наверное, есть смысл закладывать в свой бюджет и сумму на его хранение. Кстати, в некоторых странах автомобиль регистрируют только при условии, что у его владельца есть официально оформленное место (гараж, стоянка), где можно хранить машину. Не всегда у городской власти есть возможность выделить гектар-другой свободной земли недалеко от жилых домов для строительства стоянок? А почему бы, скажем, не использовать для ночного постоя машин высвобождаемые к вечеру автоплощадки у предприятий, организаций, торговых центров?
Возможно, настала пора принять и правовые нормы, которые бы обязывали владельцев «железных коней» не оставлять их на ночь у домов, а также ужесточить штрафные санкции за парковку на газонах, тротуарах и пешеходных дорожках. «Мы не имеем права запрещать ставить машины на парковки во дворах, увеличивать штрафы, — говорили мне в горисполкоме. —Чтобы принять такое решение, нужно вносить изменения в Административный кодекс, ряд законов». Конечно, проблему надо решать в масштабе всего государства —  сложная ситуация с дворовыми парковками и стоянками складывается почти везде, где стоят многоэтажки. Значит, надо всем миром обсуждать вопросы защиты и безопасности людей от автомобильного нашествия и через законодателей, депутатов вносить предложения в парламент.
Ну, а пока, несмотря на рост обращений от граждан по поводу транспортного «беспредела» в жилых кварталах, все остается по-прежнему: дворы забиты автомобилями, дети играют между ними, жильцы возмущаются, ГАИ реагирует.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.