Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Образование

30.03.2017

ФОРМУЛА УСПЕХА ЗИНАИДЫ ШАКОВОЙ

<p>30.03.2017</p>
<p>ФОРМУЛА УСПЕХА ЗИНАИДЫ ШАКОВОЙ</p>

Имя этого учителя биологии —  хоть ныне и пенсионера —  известно, пожалуй, всем тем в регионе, кто имеет непосредственное отношение к данному предмету. В ее честь в Могилевском государственном областном лицее № 3 названа олимпиада, каждую весну собирающая юных знатоков живой природы. Она подготовила десятки победителей интеллектуальных состязаний разного уровня, в том числе Владислава Найденка —  первого представителя Могилевской области, взявшего медаль по биологии на международном уровне (дело было в далеком 1999 году в Швеции). Экс-учеников педагога можно встретить в медицинских учреждениях Беларуси и за пределами страны… Итак, самое время раскрыть интригу —  зовут нашу героиню Зинаида Шакова и работе с детьми она посвятила почти всю свою жизнь.

Почему лягушкам надо держаться подальше от муравейников
Родом Зинаида Николаевна с синеокой Витебщины. В школе обожала вовсе не биологию, а химию. Возможно, потому что вела ее замечательный человек и наставник —  заслуженный учитель БССР Вера Ивановна Ковалева. И дети в классе —  все без исключения —  бежали на ее уроки сломя голову. Когда пришло время определиться, какую профессию все-таки выбрать, вопрос для умницы-медалистки Зины даже не стоял. Учитель химии, и точка.
— Правда отец мечтал, чтобы хоть кто-нибудь из его пяти дочек стал врачом, — рассказывает собеседница. —  В итоге каждая выбрала свой путь. Я же без проблем поступила на химфак в Витебский педагогический институт имени Кирова.
Ох, и насыщенной оказалась студенческая жизнь! Да, зачеты. Да, экзамены. Но в то же время —  походы, экспедиции, практика… Особенно на третьем курсе, когда химфак и биофак объединили.
— Неделями жили в палатках. Что-то сушили, клеили, лепили, изобретали! Магазинов рядом не было —  все готовили сами. Школа жизни еще та. Однако студенты —  народ умный, выкручивались из любой ситуации.
Вспомнить хоть, как для зачета надо было сдать скелет лягушки. Как это сделать? Оказалось, элементарно! Лягушку клали в марлевый мешочек —  и в муравейник. Оставалось только вытащить скелет…
Помимо крепких знаний, веселых историй и верных друзей в вузе Зинаида Николаевна нашла и свое семейное счастье. С мужем-могилевчанином она после учебы и переехала в его родной город.

Зачем учителю сало?
В Могилеве Зинаида Шакова девять лет отработала в школе-интернате для детей, больных сколиозом. Вела и химию, и биологию. Здесь —  спасибо замечательному завучу Брониславу Георгиевичу Звереву —  узнала секреты мастерства, методики и особенности учительского труда.
Дальше было ПТУ № 36 строителей, где педагог, по ее словам, вывела для себя главное правило —  бережное отношение к детям превыше всего.  
— Ни в коем случае нельзя ни на кого и ни при каких обстоятельствах повышать голос, — считает она. —  Уважение к ребенку —  во главе угла. В училище, в основном, были дети из бедных семей, по-своему обездоленные: те, кто привык сидеть на задних партах, кому была безразлична  учеба… Но на моих занятиях они чувствовали себя нужными, видели, что в них кто-то заинтересован, а успехи поощряются.
Зинаида Николаевна даже ездила с подростками в колхоз на практику. Тридцать непростых по характеру мальчишек и она, молодая учительница. Ничего, справилась. Покупала сало и подкармливала ребят при случае.  Мелочь, казалось бы. Но более преданных и благодарных людей трудно было сыскать. А ведь дело конечно же совсем не в сале, а в элементарной человеческой заботе — такой нужной нам всем вне зависимости от статуса и возраста.
Полгода отдала уроженка Витебщины и средней школе № 21. Следующей ступенькой стало главное учреждение образования в ее трудовой биографии —  Могилевский государственный областной лицей №3.

Какая польза от осмотра бобровых хаток?
Изначально, правда, лицей назывался иначе — специализированная школа третьей ступени. Зинаида Шакова, приглашенная сюда в качестве учителя биологии, была в числе тех, кто все это застал, ведь в учебном заведении она работала буквально с первых дней его создания.
В то время не было разработано ни лицейских программ для обладающих высоким интеллектуальным потенциалом старшеклассников, которым по плечу усложненная, углубленная программа обучения; не определено каких-либо конкретных подходов. Все приходилось начинать с нуля.
И Зинаида Николаевна не растерялась. Во-первых, ставку сделала не только на углубленную теорию, но и на практику. Водила осенью и весной профильные классы на экскурсии, благодаря которым дети могли наблюдать за бобровыми хатками, собирать растения и насекомых, сушить гербарии, создавать коллекции… Если не получалось выехать куда-то далеко, энтузиасты элементарно решали проблему — выбирались на Дубровенку. Бывали в гостях у селекционеров, врача-генетика и так далее. От всего увиденного восторг лицеистов не передать словами!
Второе —  учитель биологии скрупулезно собирала обширнейшую литературу по предмету, не ограничиваясь общепринятыми учебными пособиями. Например, она стала сотрудничать с одним из московских университетов, заочно выполняя с детьми задания вуза. Из России, в свою очередь, приходили вспомогательные материалы, полезные брошюры.
В третьих, Зинаида Николаевна не боялась экспериментировать, использовать различные методики преподавания: модульные, французских мастерских и др.
— Вместе с тем убеждена: если учитель прекрасно владеет предметом, знает, о чем говорит, —  любая методика приложится! —  с высоты своего опыта объясняет педагог.
Ну и наконец, вела биологию так, что ее уроки до сих пор —  спустя почти десятилетие после ухода Зинаиды Шаковой на пенсию —  остаются в хорошем смысле притчей во языцех.  
— Уверена, надо учить на занятиях не всех детей вместе, а каждого в отдельности. Одного заинтересовать, второго подтолкнуть, третьего заставить, — делится секретами мастерства Зинаида Николаевна. —  Я никогда не приходила к ребятам «от фонаря», хотя —  как понимаете —  за многие годы преподавания темы знала до мельчайших подробностей. Готовилась, искала для каждого отдельного класса свои изюминки, ведь все они отличные друг от друга —  с уникальными «ядром» и атмосферой. Отсюда и результаты.

Заслуженно  «Заслуженный учитель»
Методическое объединение учителей химии, биологии и географии в лицее, которое возглавляла Зинаида Шакова, имело самое большое количество дипломов на предметных олимпиадах. В частности, среди ее учеников — 82 победителя областных, 41 победитель республиканских и 4 победителя международных олимпиад.
Это все цифры. А вот явственные очертания они обретают, когда узнаешь, что, например, Екатерина Костогладова, некогда получившая диплом II степени по биологии на IV олимпиаде школьников СНГ и Балтии и серебряную медаль в индийском Мумбае, работала над созданием революционного в своем роде лекарства от диабета, аналогов которому нет в мире. И это еще будучи студенткой факультета биотехнологий БГУ.
Это не единичный случай успешной самореализации «прошедших школу» Зинаиды Шаковой. Среди ее лицейских выпускников —  сотни зарекомендовавших себя в медицине профессионалов: хирургов, терапевтов, окулистов, стоматологов и других специалистов. Со многими из них педагог до сих пор поддерживает связь.
Вполне закономерно, что Зинаиде Николаевне было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Республики Беларусь». Награждена она также орденом Почета. Но главная победа для нашей героини, думается, заключается совсем в другом — в благодарной памяти сотен выпускников, которым она помогла реализовать свою мечту.
У наставника от Бога иначе просто быть не может.  
Ольга СМОЛЯКОВА.