Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Экономика

10.03.2017

КОНТРОЛЬНОЕ ПРАВО

<p>10.03.2017</p>
<p>КОНТРОЛЬНОЕ ПРАВО</p>

Мировая тенденция: с внедрением новой техники и технологии  сокращается количество работников в сфере производства. Чем занять  высвобожденных людей? Экономически передовые страны направляют усилия на развитие услуг, сферы общепита, гарантийное и сервисное обслуживание (автомобилей, тракторов и прочего транспорта, компьютеров, бытовой и офисной техники) и другие направления.             

В некоторых странах  доля людей, которые трудятся в непроизводственной сфере, уже достигает 80% занятых в экономике. В Беларуси же эта цифра, по оценке экспертов, около 47%.

Поэтому у государства  — объективный интерес  развивать предпринимательство, нацеленное на создание новых рабочих мест. Для чего в первую очередь нужно иметь понятное и прозрачное законодательство, чтобы люди не боялись начинать свое дело. По сути, все  госведомства должны помогать человеку, который решил вложить инвестиции в бизнес, создать новые рабочие места, платить налоги.

На февральском совещании с членами рабочей группы по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности глава государства Александр Лукашенко потребовал упростить требования к ведению бизнеса, сократить административные процедуры, которых в стране более девятисот. «Давайте будем не мешать, а помогать развиваться малому бизнесу. Нельзя обременять его кучей условных, ненужных требований, каждое из которых — это зацепка для контролера и повод наказать предприятие», — подчеркнул президент.

По информации управления предпринимательства обл-исполкома, практически треть экономики Могилевщины  — малый и средний бизнес. Значение его растет: если в позапрошлом году доля платежей предпринимательства в консолидированный бюджет составляла 29,1% всех поступлений, то в прошлом году — 30,2%. В то же время  на протяжении двух последних лет число субъектов предпринимательства в области, как и в целом по республике, в силу кризисных причин сокращалось. За 2015 год число коммерческих  организаций уменьшилось на 4%, за прошлый год — на 1,1%. Еще больше упало число индивидуальных предпринимателей: за 2015 год — на 4,5%, за 2016-й — на 3,8%. Связано это, по словам специалистов, с целым рядом причин: необходимостью иметь товаросопроводительные документы, падением покупательского спроса, а также обостряющейся  конкуренцией с крупными торговыми сетями.

Предприниматели  Виленского рынка Могилева подтверждают: хоть проверок в этом году стало меньше, но и число торговцев — снизилось.

—  Как только начинается проверка, многие продавцы тут же закрывают свои «точки», — рассказывал торговец обувью.  — И дело не в том, что нет документов на товар. У большинства их полный пакет. Просто придраться можно к чему угодно — сертификат качества, скажем, не полностью оформлен или с накладной что-то не так. А штраф за это — мама не горюй!     

По словам «ипэшников», самая острая проблема уже не в том, что в той же Москве оптовики скупятся на выдачу сопроводительных документов к товарам (можно найти поставщика «с бумагами», хотя в результате таких поисков и ассортимент — поуже, и цены — выше). Волнует, что проверяющие применяют санкции за небольшие прегрешения на «всю катушку».

 — Не ошибается только тот, кто ничего не делает, — рассуждал один из торговцев. — Мой сосед по торговле после конфискации товара из-за технической ошибки и штрафа свернул бизнес, уволил двух своих помощников. Ну и кто от этого выиграл? Предприниматель, покупатели, государство, которое и налогов с этой «точки» больше не выручит, и новых безработных получит? Второй год спрос на товары — «ниже плинтуса», зарплаты у людей не растут. Так что попал на конфискацию со штрафами, можно потом и не подняться…

 

Конечно, угрозу своему бизнесу «ипэшники» видят и в конкуренции со стороны сетевых магазинов, где цены на многие товары не выше рыночных, а то и ниже. Но такова реальность —  выживают сильнейшие. Наиболее дальновидные и предприимчивые «индивидуалы» используют мелкую торговлю, как трамплин для перехода от «челночного» в малый и средний бизнес. Другое дело — какие для этого предпосылки. Открыть магазин, кафе, парикмахерскую, в принципе, не вопрос, говорят предприниматели,  «раскрутиться» — сложно. Потому что надо соблюсти множество требований различных ведомств, установить пожарную и охранную сигнализацию, которая стоит больших денег, платить за аренду и коммуналку… Еще не куплен товар, не приобретено торговое оборудование, а ты уже «влетел» на хорошую сумму. В строительстве и производстве еще больше требований. Словом, вырасти в крупного бизнесмена  вчерашнему «ипэшнику» очень непросто. А потом — проверки за проверками…

—  Надо пересмотреть практику, когда за незначительные нарушения следуют серьезные финансовые санкции, — говорит председатель общественного объединения предпринимателей  Могилевской области Татьяна Козловская.  —  Иной раз складывается впечатление, что как бы ни работало предприятие малого бизнеса, проверяющим просто надо на что-то отреагировать. В Круглянском районе, например, санстанция проверяла предприятия розничной торговли  3 месяца подряд с целью выявления нарушений. В прошлом году у  одного из могилевских предприятий за неправильное оформление накладных был не только конфискован товар, но и изъята выручка за 3 последних года. Плюс драконовские штрафы! Но если конфисковали товар и изъяли выручку, с чего платить штраф? Дело дошло до Верховного суда, который отменил эти санкции. Или в Фонд соцзащиты предприниматель недоплатил 1 копейку — штраф от одной базовой величины (23 рубля). Безусловно, контрольная функция важна и нужна. Но она не должна превращаться в карательную.

По мнению предпринимателей, проверки должны в первую очередь нести предупредительный характер, а вот если провинившийся предупреждению не внял, тогда и наказывать, чтоб неповадно было. Об этом говорил на совещании и глава государства. «Я думаю, что нам хватит увлекаться тотальным контролем. Давно пора пересмотреть подходы к самой его сути. Основной акцент — на конечный результат, а не на проверку ради нее самой», — подчеркнул он.

В облуправлении предпринимательства отметили, что контрольные функции не входят в его задачи. В то же время гос-программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016—2020 годы предусматривает решение вопросов по упорядочению контрольной деятельности, проведение анализа областных, нормативных, правовых актов, влияющих на развитие предпринимательства.

—  В области создан общественно-консультативный совет по развитию предпринимательства, — говорит зам-начальника управления  предпринимательства Ольга Яшина. —  Только в прошлом году было зарегистрировано 687 новых коммерческих организаций. Этому способствует и государственная поддержка. Например,  предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты. Планируемый объем расходов областного бюджета на госпрограмму в текущем году — 3, 27 миллиона рублей, и основная его часть — это именно поддержка инвестпроектов. В помощь бизнесу  — 10  центров поддержки предпринимательства и 4 инкубатора малого предпринимательства по области. Будут созданы и новые центры, инкубаторы, набирает ход стартап-движение. Конечно, в диалоге с общественными организациями предпринимателей поднимаются самые разные проблемные вопросы — подготовленные предложения направляются в республиканские органы власти. И думаю, что они будут учтены в идущей сегодня работе по упрощению условий деятельности бизнеса.   

Что ж, когда сложилась непростая ситуация в экономике, диалог между бизнесом и властью особенно актуален. И уже сегодня предпринимается ряд шагов по упорядочению контрольных функций ведомств. В частности, о прекращении проверок малого и среднего бизнеса сообщило МЧС — такое решение связано с последовательной работой по оптимизации норм в области пожарной и промышленной безопасности, тем более, что ситуация с пожарами в стране улучшается. За минувшие несколько лет сокращены или оптимизированы более половины от общего количества технических нормативных правовых актов, отметили в ведомстве. Прекратила также проверки торговая инспекция, до принятия нормативного акта о контрольно-надзорной деятельности она ограничится только мониторингом ситуации. Новый вариант санитарных правил для объектов общепита утвердил и Минздрав — количество пунктов в документе сократилось почти вдвое. Проект указа  об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения  юридических и физических лиц вынесло на общественное обсуждение  Министерство по налогам и сборам Беларуси: предлагается, в частности, установить проверяемый период налогового законодательства в пределах 5 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки.

О различных препонах, мешающих развитию бизнеса, предприниматели говорили и на прошедшей недавно XVIII Ассамблее деловых кругов. Многие их предложения  изложены в Национальной  платформе бизнеса-2017. В частности, предлагается привести меры административного наказания в области предпринимательства в соответствие с нанесенным государству и обществу ущербом, степенью общественной опасности и с масштабом деятельности хозяйствующих субъектов, ввести мораторий на новые налоги, сборы, пошлины, обязательные неналоговые платежи. Это — только несколько из многих инициатив.   Представители правительства, принявшие участие в работе Ассамблеи, пообещали, что ни одна идея, изложенная в документе,  не останется без внимания. Министр экономики Владимир Зиновский сообщил, выступая на форуме, что объем господдержки частного бизнеса предлагается увеличить до 1% от доходов консолидированных бюджетов столицы и регионов, предусматривается также создание гарантийного фонда, что позволит расширить число получателей кредитов за счет субъектов малого бизнеса —  это только часть предполагаемых мер по его развитию.

В конце марта документ с пакетом мер по упрощению работы предпринимателей будет передан на рассмотрение главы государства.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.