Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Общество

10.03.2017

НЕ ЗАСЛОНЯЯ СВЕТ СОБОЙ...

<p>10.03.2017</p>
<p>НЕ ЗАСЛОНЯЯ СВЕТ СОБОЙ...</p>

Парадокс

Виктор Кожемякин был одним из тех мастеров объектива, чей облик практически не запечатлен ни на одном из сохранившихся до сегодняшних дней снимков. Имеются в виду рабочие фрагменты, где фоторепортер занимается своим непосредственным делом. Ну не любил В. Кожемякин фотографироваться, кому-то позировать и уж тем более когда брал в руки камеру.

А вот сам он за период почти в три десятка лет, в 70-е — 90-е годы, «нащелкал» такое количество кадров, что только диву даешься. Большинство из них были опубликованы на страницах газеты «Могилевская правда», где Кожемякин работал фотокором. Репортерский взгляд у него был еще тот.

Зачастую Виктор прибегал и к постановочным композициям, что ничуть не умаляет ни заслуг, ни мастерства фотографа.

В кабинете              отдела           новостей

Перед вами одна из таких работ Кожемякина, где в середине 1970-х годов запечатлены легендарные не только для «Могилевской правды» люди — поэт, журналисты, фотограф — Алексей Пысин, Геннадий Судник, Иван Аношкин, Анатолий Борчик. За столом корреспондента отдела новостей Судника идет обсуждение одного из газетных материалов, основу которого составит, похоже, фотография.

Вне всякого сомнения, Виктор Кожемякин умелой рукой расставил героев этого снимка в нужные места, заставив Аношкина и Борчика даже наклониться, чтобы они не заслоняли собой свет от окна, выходящего во двор дома первого секретаря Могилевского обкома партии. (Редакция газеты в те годы находилась в здании теперешнего музея П.Масленикова). Ну, а Пысин, с другой стороны, мог стоять в полный рост.

Наш материал в некоторой степени написан в этакой «предположительной» тональности. То есть определенные детали этого замечательного фото приходится «домысливать», ибо, к сожалению, все его участники уже покинули наш бренный мир. В том числе и автор фотографии. Но процесс «восстановления» был основательный, прямо-таки фундаментальный, в нем принимали участие такие «звезды» могилевской журналистики (кстати, в свое время тоже работавшие в «Могилевской правде») как Александр Торпачев, Владимир Зюзькевич, Виктор Кубека, Фаина Дубровская…

В кабинете отдела сельского хозяйства

Отдельно хочется остановиться на личности Алексея Пысина, чей журналистский стиль, язык, вне всякого сомнения, оказали влияние на последующие поколения творческих работников средств массовой информации Приднепровского края. Но самое главное — Алексей Васильевич был замечательный, искренний человек, верный товарищ.

Уже практически не осталось в живых тех журналистов, кто непосредственно работал вместе с А.В.Пысиным, а потому воспоминания ветерана журналистики (в 70—80-х годах сотрудника «Могилевской правды») Владимира Далькова достойны того, чтобы донести их до наших читателей.

«В «Могилевскую правду» я пришел в 1975 году, — вспоминает В. Дальков. — Пысин в то время уже не работал в газете, а возглавлял областное отделение Белорусского союза писателей. Помню, к нам в редакцию приезжали артисты Купаловского театра из Минска и одна из них декламировала стихи Алексея Васильевича. Говорила, что они ей очень нравились.

Я вместе с корреспондентами Добрянским и Счисленком, — продолжает В. Дальков, — работал в отделе сельского хозяйства, которым руководил Вацлав Гильбурд. По традиции вся почта, которая приходила на имя Пысина, попадала в наш отдел. Время от времени Алексей Васильевич приходил к нам, чтобы забрать эти послания. Интересно, что Добрянский и Счисленок были заядлыми курильщиками, смолили одну папиросу за другой,  в кабинете было хоть топор вешай! Но Пысин никогда не высказывал недовольства, был очень тактичным и сдержанным, хотя сам с табаком не дружил. Часто он приходил к нам со своим внуком, который мне чем-то напоминал маленького Ленина, что на октябрятской звездочке.  Мы всегда с интересом за ним наблюдали, развлекали как могли. Пысин был человеком простым, открытым, всегда имел свою точку зрения на события. И эту точку зрения он отстаивал в своих публикациях, особенно в критических материалах. Мне это нравилось, я старался быть на него похожим».

Молодой           токарь

А теперь снова вернемся к фотографии В.Кожемякина, она того стоит.

Вполне возможно, что на столе у Геннадия Судника среди массы всевозможных снимков есть и «белтовское» фото молодого токаря завода «Строммашина» Александра Богинцева, материал об этом «комсомольце, перевыполнявшем сменные задания, совмещавшем ударную работу с учебой в Могилевском машиностроительном институте», был опубликован в «Могилевской правде» примерно в тот же период времени, что и сделана эта фотография. Конечно, текст публикации вобрал в себя неимоверное количество журналистских штампов того времени — про ударную работу, социалистическое соревнование, энтузиазм, переходящее знамя и т.п. Что поделаешь, время всегда накладывает на все свои отпечатки, а из песен слов, как известно, не выкинешь.

Акцент на репортаже с участием молодого токаря Александра Богинцева, страстного поклонника «Битлз», Владимира Высоцкого да и вообще литературы, живописи, музыки, я сделал по простой причине — в 70—80-х годах мы с Сашей дружили, но вот о такой резонансной публикации я ничего не знал, на-ткнулся на нее совсем недавно. Пожелтевший обрывок газеты, с которого на меня взирает старый товарищ, к сожалению, тоже не доживший до сегодняшних дней. Отрадно, что он был не только меломан-библиофил, но и работяга — в самом прямом смысле этого слова. Многие этого не знали. 

* * *

Наверное, способность сохранять для нас не цифровую, а материально-осязаемую связь с давно ушедшим временем, доносить «живые» фактические детали «прошлой жизни», воскрешать в нашем сознании многогранные образы некогда живших неподалеку людей и являются одними из тех значимых духовных компонентов, которые заставляют читателя и сегодня рублем голосовать за бумажную газету. Такую, как «Могилевская правда». Которая, в свою очередь, не дает и нам забывать своих старых друзей и сослуживцев.

Евгений БУЛОВА.