Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Былое

23.02.2017

«НОЧНОЙ ОХОТНИК»

<p>23.02.2017</p>
<p>«НОЧНОЙ ОХОТНИК»</p>

15 июля 1942 года на военном аэродроме под Армавиром летчики и механики 821-го истребительного авиаполка с замиранием сердца смотрели в небо. В бездонной синеве два «Яка» схлестнулись в неравном поединке с пятью «мессерами». Мало того, нашими «ястребками» управляли новички, недавно прибывшие в полк из авиаучилища и отрабатывавшие в тот день слетанность в паре. Все на аэродроме боялись, что немцы посбивают «желторотиков». Но через 10 томительных минут «мессеры» вдруг разом вышли из боя, а пара «Яков», к всеобщей радости, пошла на посадку…

Эта стычка с «мессерами» стала первым поединком для нашего земляка Андрея Кулагина. Он родился 4 сентября 1921 года в деревне Старое Закружье Гомельской области. В Могилеве Андрей окончил 7 классов неполной средней школы №20. Потом работал слесарем на авторемонтном заводе и параллельно учился в Могилевском аэроклубе.

В начале июля 1942-го два товарища сержанты Андрей Кулагин и Василий Крючков, окончив Армавирскую военную авиационную школу летчиков, были направлены в 821-й истребительный полк. После той первой схватки с «мессерами» техники насчитали 40 пробоин в истребителе Андрея. Хотя друзья, расстреляв все снаряды и патроны, не сбили ни одного вражеского самолета, но и немцы остались ни с чем. Значит, радовались парни, с ними можно воевать на равных! Вот только Андрею в последующих боях никак не удавалось открыть счет сбитым немецким самолетам. Зато у него обнаружилось очень важное качество: он был, как выражались пилоты, очень «глазастым». Андрей  примечал все, что происходило как в небе, так и на земле. В итоге сержанта Кулагина стали отправлять на разведку. На аналогичные задания он стал летать и в новом 249-м полку, куда его перевели в декабре 1942 года.

Новый, 1943 год стал для Андрея очень удачным. 8 января при сопровождении «Илов» для атаки аэродрома в Минеральных Водах старший сержант Кулагин первым заметил пятерку «мессеров», готовящихся атаковать штурмовики. Предупредив товарищей об опасности, Андрей энергично развернул свой «Як» и точной очередью сбил ведущего группы. Лишившись командира, немецкие истребители в бой вступать не рискнули и скрылись за горизонтом. Вскоре старший сержант Кулагин одержал еще 2 победы — сбил истребитель «Ме-110», транспортник            «Ю-52» и был представлен к первой своей награде — ордену Красного Знамени.

Количество сбитых немецких машин стало постепенно увеличиваться. Рос и опыт, и мастерство летчика. В апреле — июне 1943 года полк принимал активное участие в воздушной битве на Кубани. Сражаться с асами люфтваффе лейтенанту Кулагину и его однополчанам пришлось на модернизированных самолетах «ЛаГГ-3». Новая машина была быстрее, чем «Як-1», но очень строга в пилотировании и не прощала ошибок в управлении. Тем не менее в этих боях Андрей сбил еще 6 немцев.

В октябре-1943 старший лейтенант Кулагин стал «ночным охотником». Дело в том, что к этому времени наша авиация уже господствовала в небе Кубани. Днем фашистские бомбардировщики уже не рисковали летать, а вот ночью они ходили косяками, сбрасывая смертоносный груз на наши войска. Командующий 4-й Воздушной армией К.А.Вершинин и поставил задачу перед авиаполками, прикрывавшими Таманский полуостров, научиться бить врага в темноте.

Понимая сложность поставленной задачи, комполка майор Казаченко в группу «ночных охотников» отобрал только добровольцев. Вот тут Андрею Кулагину пригодилась его «глазастость»: он прекрасно ориентировался в темноте. С земли летчику помогала станция наведения: сообщала направление, в котором летели вражеские бомберы, и высоту.

В начале ноября Андрей Кулагин открыл счет своим ночным победам. К концу месяца в полку уже действовало 2 звена охотников. Полк совершал боевые вылеты до конца января 1944 года. Действия бомбардировочной авиации врага были практически парализованы. За это время старший лейтенант Кулагин лично сбил 13 самолетов, из них 7 ночью (больше, чем кто-либо в полку). В феврале 1944 года заместитель командира эскадрильи 249-го иап старший лейтенант А.М.Кулагин за 22 сбитых лично и 4 в составе группы самолета противника был представлен к званию Героя Советского Союза.

В апреле 44-го полк получил новые самолеты «Ла-5» и стал именоваться 163-м гвардейским. После освобождения Тамани и Крыма фронтовые пути привели уже гвардии капитана Кулагина в родную ему Белоруссию. Андрей с товарищами прикрывал наши войска над Проней, участвовал в освобождении Могилева, Шклова и Быхова. Затем были бои в небе Польши и Германии.

После победы Андрей Михайлович продолжал служить в ВВС. Окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы и Военно-воздушную академию. Учился сам, учил других летать на реактивных «МиГ-15» и «МиГ-17». В 1955 году гвардии полковник А.М.Кулагин демобилизовался из ВВС. Жил в Минске. Работал инструктором, а позднее — заведующим сектором ЦК КП Белоруссии. Избирался депутатом Верховного Совета БССР. Несколько раз приезжал в Могилев на 9 Мая, День Победы... Отважного летчика не стало 9 марта 1980 года.

А.М.Кулагин совершил 760 успешных боевых вылетов, провел 240 воздушных боев, сбил 30 вражеских самолетов лично и 5 в группе с товарищами. Большинство своих побед — 26 — Андрей Михайлович одержал, летая на «ЛаГГ-3», что стало своеобразным рекордом для советских ВВС. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В апреле 1985 года имя Андрея Михайловича Кулагина присвоено Могилевскому аэроклубу.

Александр ИВАНОВ.