Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Проблема

9.02.2017

НА ЗЕМЛЕ, В ВОДЕ И ВОЗДУХЕ

<p>9.02.2017</p>
<p>НА ЗЕМЛЕ, В ВОДЕ И ВОЗДУХЕ</p>

Областной центр прожил еще один год. Насколько комфортно чувствовали себя могилевчане в смысле чистоты воздуха, порядка на его территории, состояния водных ресурсов? Все эти аспекты городского устройства находятся под контролем инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поэтому о положении дел в природоохранной сфере наша беседа с начальником инспекции П. П. ЛАППО.

— Петр Петрович, насколько объемной была работа сотрудников инспекции в году минувшем? Прибавилось ли хлопот или их стало меньше?

— Несмотря на то, что экологическая ситуация в Могилеве с каждым годом улучшается, к сожалению, без работы сидеть не приходится. Ну, во-первых, мы стремимся не выпускать из-под контроля ни одну составляющую природоохранной деятельности. А насколько это удается, можно судить по множественности проверок, мониторингов, рейдов, иных контрольных мероприятий, которые провели. Их количество приближается к шести тысячам. Во-вторых, взяли за правило ни одно нарушение не оставлять без реагирования или наказания. Поэтому более 1,8 тысячи нарушителей не только получили 832 предписания об устранении последствий этих нарушений, но и почувствовали действенность штрафных санкций, которых наложено на сумму почти в 50,3 тысячи рублей.

О серьезности отношения сотрудников инспекции к наиболее значительным нарушениям свидетельствует и тот факт, что в шести предписаниях содержалось приостановление или даже запрет деятельности некоторых, выражаясь официальным слогом, субъектов хозяйствования. К ним, к сожалению, относятся ОАО «Могилевский ремонтный завод», ООО «СКТ Юнипласт» и некоторые другие промышленные и строительные предприятия и организации.

— И что, в этом заключатся основная природоохранная проблема города?

— А разве есть в природоохранной деятельности главные и второстепенные аспекты? Думаю, так подразделять не логично. Здесь все важно. Но если так поставлен вопрос, то отвечу, что особое беспокойство доставляет состояние обращения с отходами, или как нынче принято называть, вторичными материальными ресурсами. На это обращаем особое внимание. И надо отдать должное, коммунальники стараются. В городе на контейнерных площадках размещено более 2 тысяч контейнеров, причем в минувшем году — 527. Большинство из них, что называется, «специализированы»: для стекла, ПЭТ-бутылок, макулатуры… Плюс к этому вторичные материальные ресурсы принимают 56 стационарных и передвижных пунктов. Для крупногабаритных отходов в каждом районе города определено по площадке.

— Но согласитесь, что это, можно сказать, традиционные формы мусоросбора. Хотелось бы узнать, появились ли какие-то новые? И как вы относитесь к идее ликвидации мусоропроводов в высотных домах? У нее много сторонников, но немало и противников…

— Начну с мусоропроводов. Они — неотъемлемая часть проектов построенных домов. Избавиться от этого «удобства» можно, лишь заварив люки на каждой лестничной площадке. Но тут необходимо желание самих жильцов. Что же касается результатов такой «операции», то, по моему мнению, она бы значительно улучшила санитарно-гигиеническое состояние подъездов и сэкономила немалые средства коммунальникам.

В отношении новых методов сбора твердых бытовых отходов замечу, что все большее распространение приобретает использование емкостных заглубленных в землю контейнеров объемами от трех до пяти кубометров. Пока в городе их установлено всего восемь, причем половина — в минувшем году.

В чем их преимущества? Ну, во-первых, они не совсем на виду, поскольку большая часть закопана в землю. Во-вторых, эти контейнеры закрываются люками, поэтому ни птицы, ни животные, а также «любопытствующие» граждане не разносят вокруг их содержимое. Наконец, в-третьих, они, потому что закрываются плотными крышками, не распространяют неприятные запахи и служат дольше, поскольку не повреждаются при очистке. Опорожняются эти контейнеры специальными мусоровозами, оснащенными краново-манипуляторной установкой.

— А насколько безопасен для здоровья воздушный бассейн Могилева? Ведь при западном ветре даже в центре города ощущается легкое сероводородное амбре. С юго-запада «ароматы» подбрасывает и «Химволокно»…

— Общая картина состояния воздушного бассейна достаточно благополучна. Выбросы вредных веществ в него постоянно уменьшаются. Приведу цифры. Если два десятка лет назад они исчислялись 94 тысячами тонн, то в минувшем остановились на 6,5 тысячи. Конечно, повлияло и определенное сокращение на промпредприятиях объемов производства. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что производственники за собственные средства все активнее внедряют технологии, позволяющие значительно снизить вредные выбросы в атмосферу. Скажем, в прошлом году на это потрачено в общей сложности 14 тысяч рублей. В ЗАО «Могилевский КСИ» для пылеулавливания установили 2 циклона и 3 рукавных фильтра. Такое же техническое усовершенствование произвел на участке пластмасс и «Могилевлифтмаш». Могилевские тепловые сети дооснастили автоматизированную систему контроля за выбросами необходимым измерительным оборудованием.

— Но раньше как-то за загрязненность воздуха в городе больше кивали на так называемые мобильные источники, т. е. на автотранспорт. Потом вдруг упразднили экологическую ГАИ, боровшуюся за их уменьшение. Какова ситуация сейчас? И есть ли инстанция, которая ее четко мониторит?

— Инстанция есть. Но серьезного мониторинга нет. Потому что лишь одна лаборатория сертифицирована для выполнения таких работ.

Однако полагаю, бить в колокола по этому поводу нет необходимости. Несмотря на рост автопарка в Могилеве, вредные выбросы от него опять же постоянно снижаются. И устойчивость тенденции связывается, во-первых, с более продуманной организацией улично-дорожного движения: запретом на прохождение грузовиков по определенным улицам, введение на многих их участках «зеленой волны». Во-вторых, в силу того, что многие автопарки занимаются международными перевозками как грузов, так и пассажиров, они перешли на нормативы Евро. Помогает транспортникам в этом и областной бюджет. В-третьих, в последнее время активно ведется реконструкция транспортных развязок. Пример тому — разъезды у Днепровского моста. Ну и четвертой причиной я бы назвал то, что горожане в большинстве пересели на иномарки, у которых совершенно иные показатели выброса оксида углерода и углеводородов.

— Петр Петрович, давайте опять, что называется, спустимся на землю и поговорим о водных ресурсах. Помимо той артезианской воды, что поступает в городские водопроводные сети, в Могилеве протекают Днепр и четыре малые речушки. И очень часто даже невооруженным глазом можно определить, что вода в них далека от параметров, чтобы назвать ее чистой. Поэтому последний извечный вопрос: что делать и кто виноват?

— Вы сформулировали вопрос с точки зрения человека, стоящего на берегу. Отвечая на него с позиции специалиста, без детализации отмечу: вот уже на протяжении ряда лет нарушений параметров сточных вод при сбросе в водоисточники не установлено. Однако существование проблемы отрицать не могу, поскольку основная масса ливневых потоков сбрасывается в речушки без предварительной очистки. Это и создало необходимость строительства дополнительных очистных сооружений. Подвижки здесь есть. Уже направлен на экспертизу проект сетей дождевого коллектора с очистными сооружениями. Активизирован и проект по гранту ПРООН «Счастливый дождь — экологические решения для управления ливневыми стоками в бассейнах малых рек в г.Могилеве, Беларусь». Вскоре на одном из выпусков ливневых вод в Дубровенку появится локальное очистное сооружение.

Пристально следим и за тем, чтобы и при новом строительстве не забывали об очистке дождевых стоков. В общем, сделано немало, но предстоит еще большая работа.

Беседовал

Виктор КУБЕКА.