Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Образование

2.02.2017

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР

Вопросы организации практического обучения сегодня становятся определяющими в отрасли образования нашей страны. Вот и на прошедшем на днях в Могилеве заседании республиканского совета директоров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования тематика внебюджетной деятельности рассматривалась с учетом фактора практики. Какова результативность этой работы и с решением каких задач она связана?   Об этом говорят члены совета и участники заседания.

Директор Могилевского государственного экономического профессионально-технического колледжа Олег Баханович:
— В сфере внебюджетной деятельности колледж лидирует среди учреждений образования региона на протяжении последних девятнадцати лет. Целенаправленность этой работы в значительной степени способствовала укреплению материально-технической базы нашего учебного заведения. В частности, только за два последних десятилетия у нас прибавилось около 300 единиц техники и оборудования.   
Значимым ее результатом  стало задействование в колледже более 4,5 тыс.  м кв. учебных и производственных площадей. В том числе лабораторно-гаражного корпуса, спортивно-оздоровительного и лечебно-оздоровительного комплексов, тренажерного и теннисного залов, историко-этнографического музея, овощехранилища, столово-складского комплекса.
Во многом содействует этому успешное развитие такого направления работы, как декоративно-прикладное творчество. На занятиях производственного обучения и в кружках изготавливается более 900 наименований изделий из соломки, льна, лозы, а также декоративных, резных, столярных и швейных изделий.
Нами созданы и пользуются широким спросом эксклюзивные коллекции гербов и декоративные изделия с изображением исторических памятников области и Республики Беларусь. Изготавливаем и декоративные панно, посвященные флоре и фауне нашей страны и созданные по мотивам произведений белорусского песняра Янки Купалы.
Спрос на наши изделия всегда есть. Они закупаются, к примеру, «Белкоопсоюзом» и Белорусской железной дорогой, ведущими банками страны и  Большим театром оперы и балета республики. Ряды  покупателей постоянно пополняются, чему способствует как цена, так и высокие потребительские качества выпускаемых товаров.
Внебюджетные заработки дают возможность не только материального стимулирования труда в колледже, но и знакомства наиболее отличившихся взрослых и детей с историко-мемориальными объектами Могилевщины и  Беларуси, культурной и театральной жизнью региона и республики.

Начальник управления образования Могилевского обл­исполкома Владимир Рыжков:
— Зарабатывать деньги внебюджетной деятельностью отнюдь не самоцель для учреждений профессионального образования. Основная ее задача – создание необходимых условий для прохождения  учащимися производственного обучения.
Главное, чтобы в ее рамках они приобретали навыки по выбранной профессии. Поэтому специальности, по которым осуществляется учеба, тесно увязаны с практикой. И посредством внебюджетной деятельности, и при производственном обучении на предприятиях и в организациях.
Сегодня активны в этом плане учебные заведения Могилевщины аграрно-профессионального профиля. И это в значительной степени позволяет им укреплять свою материально-техническую базу.
В лидерах же по внебюджетной деятельности у нас Могилевский экономический профессионально-технический колледж, Могилевский профессиональный агролесотехнический колледж им. К.Орловского, Кричевский профессиональный агротехнический колледж, Хотимский профессиональный лицей №16. К примеру, специализацией последнего из них стало выращивание гречихи. Причем на значительных площадях. От ее реализации и получает лицей свои основные доходы.

Первый заместитель министра образования Республики Беларусь Вадим Богуш:
— На первом месте в сфере образования страны сегодня организация практико-ориентированного обучения, что ставит новые задачи и перед учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования республики. В первую очередь в плане получения молодыми людьми профессиональной квалификации, отвечающей высоким современным требованиям.
Теперешние реалии заставляют и работников предприятий и организаций с многолетним стажем постоянно повышать свою квалификацию. И тем самым открывают для системы профессионально-технического и среднего специального образования новую перспективу — по организации дополнительного их обучения, повышения их профессионализма.
Что же касается сегодняшних выпускников этих учебных заведений, то квалификационный уровень  позволяет большинству получать достойную работу. В среднем по республике сейчас трудоустраивается более 90 процентов получивших в них первую рабочую специальность.
Но степень квалификации, профессионализма необходимо повышать. В первую очередь за счет знаний, профессионального опыта, полученных во время прохождения производственной практики.       
Во внебюджетной деятельности учреждений профессионально-технического и среднего специального образования немало примеров успешной работы. В некоторых доходы от нее составляют более половины объема годового бюджета.

Председатель республиканского совета директоров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования Михаил Куиш:
— Сегодня, на мой взгляд, мало иметь образование, важно быть профессионалом, причем высокой квалификации. Такая направленность была сохранена и получила свое развитие именно в этой отрасли образования республики.
И что самое главное, мы не только сохранили систему профессионального образования, но, судя по тому, как рассматривается нынче вопрос внебюджетной деятельности в ней, движемся дальше.
Конечно, за счет одной внебюджетной работы нельзя достичь серьезных подвижек в профессиональном образовании. Ведь затраты на него весьма значимые. Они — вложения государства и общества в свое будущее.
Разумеется, само учебное заведение на такие объемы не может выйти. Да и надо ли? В конечном итоге у его работников другая задача – учить.
И, безусловно, у системы профессионального образования есть будущее. Время диктует необходимость не просто предоставлять образование, а давать его с учетом того, что в дальнейшем оно пригодится каждому человеку.
Подготовил Михаил ХАЛАМОВ.