Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Экономика

24.11.2016

ВИДЕО ПРО «ЗАЙЦЕВ»

<p>24.11.2016</p>
<p>ВИДЕО ПРО «ЗАЙЦЕВ»</p>

Контролеры-ревизоры Могилевского отделения БЖД первыми на дороге стали применять видеорегистраторы
Дачный сезон прошел, пассажиров в региональных поездах экономкласса (так теперь называют дизельные пригородные поезда) поубавилось. Возможно, и работы у железнодорожных контролеров-ревизоров стало меньше, но легче — это вряд ли. Слава богу, такого, чтобы выявленные в поездах «зайцы» с кулаками набрасывались на людей в синей униформе, они не припомнят. Но случаев, когда безбилетные пассажиры ведут себя неадекватно, шумят, грубят и матерятся, увы, сколько угодно. А ведь не зря говорят, что раны, нанесенные словами, лечатся очень долго.
Проблему безбилетников железнодорожники называют серьезной. Поскольку не секрет, что из-за низких тарифов пригородные перевозки для БЖД убыточны. Одних только льготников несколько десятков категорий — считай, половина населения. И потому каждая копейка на счету.
— За десять месяцев этого года в региональных поездах экономкласса выявлено около 100 безбилетных пассажиров, — говорит ревизор-инструктор по контролю пассажирских поездов Могилевского отделения БЖД Геннадий Мотасов. — Лет 10 назад их было значительно больше. С одной стороны, в последние годы в поездах стали меньше ездить — многие люди обзавелись личным автотранспортом. С другой, и пассажиры стали более сознательно относиться к покупке билета. Больше проверок стала проводить и контрольно-ревизорская служба, активизировалась разъяснительная информационная работа — это тоже дало отдачу. И все-таки продолжаем выявлять людей, решивших сэкономить на покупке проездного билета.
По словам железнодорожников, пассажиров можно разделить на 3 категории. Первая — те, кто заранее покупает проездной документ в кассе вокзала или остановочного пункта. (К слову, для удобства пассажиров и сокращения безбилетников на перронах крупных железнодорожных станций устанавливаются билетные терминалы.) Вторая категория — люди, которые не успели взять билет в кассе станции и вынуждены приобрести его в поезде. Третьи предпочитают ездить бесплатно. Но и контролеры не дремлют.
— Право на проверку проездных документов имеют и билетные кассиры в поездах, — рассказывает Геннадий Мотасов. — Но реально проконтролировать их наличие они могут только в начале пути следования, когда поезд отправляется от станции. А вот если пассажиры садятся на промежуточных остановочных пунктах — это сделать сложнее. Чем и пользуются безбилетники.
Больше всего их, по словам железнодорожников, среди пассажиров, которые едут на малые расстояния. Это в основном студенты, пенсионеры. Купить билет для них слишком дорого? Что ж, если «заяц» попадется контролерам, то вдобавок, допустим, к 20 копейкам стоимости проезда ему придется заплатить 16 коп. комиссионных за покупку билета в вагоне плюс штраф в размере 0,7 базовой величины (14,70 рубля). «Поразительное дело, — удивляются контролеры, — автобусный талончик в Могилеве стоит 40 копеек, тариф «пригорода» от станции Могилев до Могилева-2 — всего 16 копеек, и все равно попадаются граждане, не желающие оплачивать проезд по этому участку». «Заячья» душа потемки — может, кому-то просто в кайф игнорировать билетных кассиров и бегать от контролеров? Но, как известно, платить так или иначе придется за все. Кстати, 14,70 рубля штрафа (7,3 евро) — это много или мало? Может, стоит ужесточить наказание рублем?

— Я был в Австрии, — вспоминал Геннадий Мотасов, — там можно купить билет, к примеру, на городские электрички на определенное время. В Вене купил билет на час, и за это время меня несколько раз проверяли контролеры. За безбилетный проезд в австрийских поездах полагается штраф в размере 70 евро. Это если оплатить его наличными на месте, а если потом через банк, то размер штрафа увеличивается до 100 евро. Контролеры дежурят почти на каждой станции и проверяют билеты во время движения поезда, поэтому избежать встречи с ними практически не удастся. Молить безбилетнику контролера, чтобы он его отпустил с миром, бесполезно. Чуть что – он нажимает тревожную кнопку, и как из-под земли вырастают полицейские. Солидные штрафы напрочь отбивают охоту ездить без билета. «Заяц» в австрийском поезде – это экзотика.
По словам контролеров, хитрые белорусские «зайцы» чаще всего грешат тем, что приобретают билет только на часть маршрута. Бывает, что и билеты, и документы подделывают. На днях был случай, когда один умник вклеил в чужое удостоверение инвалида II группы собственную фотографию. А контролер-ревизор обратил внимание, что на ней нет печати. Благо, состав сопровождали сотрудники милиции, которые высадили подозреваемого из поезда и доставили в отделение. Выяснилось, что документ действительно поддельный — нарушителю теперь грозит наказание по уголовной статье.
— Каких только историй в оправдание безбилетного проезда не услышишь, бывают и смешные случаи, — рассказывает Геннадий Мотасов. – У меня на погонах форменной одежды 4 звездочки, а у контролеров-ревизоров 2. И вот один подвыпивший гражданин, у которого не оказалось билета, говорит мне: «Товарищ капитан, разрешите обратиться к товарищу подполковнику?» И — контролеру, надеясь, наверное, на женскую жалость: «Товарищ подполковник, попросите, пожалуйста, товарища капитана, чтобы он меня не штрафовал»… Но обычно, когда обнаруживается, что пассажир – без билета, нам не до смеха.
В обязанности контролеров-ревизоров входит и пресечение курения в поездах, которое категорически запрещено. Тем не менее, сами пассажиры нередко жалуются на неудобства, создаваемые курильщиками в тамбурах пригородных поездов, на то, что табачный дым распространяется по вагонам, в которых едут женщины, дети, старики. За курение в вагоне – штраф до 4 базовых. Однако иные нарушители напрочь не желают его оплачивать, отказываются предъявлять документы, начинают хамить и ругаться матом. В таких случаях контролеры опять-таки вызывают милицейский наряд. Но если в поезде его нет, то вагонный бузотер, как правило, делает все, чтобы вырваться от контролеров на ближайшей станции – не открывать двери машинист состава не имеет права.
Что ж, быстрее «вычислить» и найти поездного хулигана помогут данные видеорегистраторов. Могилевское отделение стало первым на Белорусской железной дороге, которое приобрело для контролеров-ревизоров такие устройства. Теперь, заходя в вагон с проверкой, они предупреждают пассажиров, что ведется видеосъемка. По словам железнодорожников, записывающая техника себя оправдывает. Проще стало разбираться в возникающих конфликтах. Ведь бывает, что наказанные безбилетники потом начинают обвинять проверяющих во всех грехах. Недавно, к примеру, контролеры-ревизоры при проверке обнаружили, что пассажир, имевший абонентный билет до станции Могилев-2, ехал по маршруту Могилев-2 – Могилев-1 уже без билета. Оплатить тариф за услугу и штраф за безбилетный проезд он отказался, вел себя неподобающим образом, и на конечной станции был препровожден в отдел милиции, где на него составили протокол об административном правонарушении. Спустя несколько дней обиженный безбилетник пришел в отделение дороги и написал жалобу на якобы противоправные и некорректные действия контролеров-ревизоров. Просмотрели запись с видеорегистратора — обвинения не подтвердились.
Другая безбилетница в вагоне оплатила и штраф, и стоимость проезда, но, не дождавшись, когда ей вручат постановление об административном правонарушении и квитанцию о приеме денег, покинула поезд. А потом позвонила начальнику пассажирского отдела и пожаловалась, что контролеры-ревизоры преступили закон. Пассажирке напомнили, что в ходе оформления документов велась видеозапись, и она тут же отказалась от претензий, копию протокола и квитанцию ей отправили заказным письмом.
По инструкции контролер-ревизор обязан включить видео­регистратор, когда заходит в вагон, и отключить при выходе из него. Если необходимо, видеозапись может вестись и на остановочных пунктах. В местах, которые не имеют отношения к работе контролеров, снимать запрещено. Хранится запись в течение месяца – ее изучает и руководство контрольно-ревизионной службы, чтобы проанализировать и усовершенствовать работу сотрудников. На экране компьютера видно, насколько этично они ведут себя с пассажирами, допускают ли ошибки – «разбор полетов» проводится на специальных занятиях. Словом, и пассажиры, когда видят на куртке контролера видеорегистратор, начинают думать над своими словами и поступками, и проверяющие более тщательно контролируют свои действия.
Так что в недалеком будущем видеорегистраторами, похоже, вооружатся контролеры-ревизоры по всей БЖД. Наверное, еще более эффективным было б, если бы видеокамерой для пущего порядка и безопасности оснастили каждый вагон в пригородных поездах. Но стоит она немалые деньги — около 700 рублей. И сегодня «стационарный» видеорегистратор установлен разве что в поезде региональных линий бизнес-класса Pessa, курсирующем между Могилевом, Кричевом и Оршей. Хотим мы, чтобы поездов нового поколения стало в стране больше? Значит, надо понимать, что желание ездить в комфортных, чистых поездах трудно реализовать без добросовестной оплаты проезда. Ведь средства, вырученные от продажи билетов, направляются на развитие услуг для пассажиров. В том числе на покупку новых вагонов и поездов.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.