Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Настроение

26.10.2016

ДВИГАТЕЛЬ ОШИБОК

Так и не понял, честное слово, какому языку принадлежит это довольно распространенное сегодня в сфере рекламы слово. С его помощью одна из торговых сетей завлекает покупателей своим роликом с экранов телевизоров. Другая сообщает о «зніжцы» на товар с плаката у входа в торговый зал. И хотя до сих пор такой «шедевр» явно отсутствовал в белорусском языке, ну и что с того? Может, это заимствование из другого словаря. По-белорусски ведь тривиально – «зніжэнне». Зато на новый лад весьма броско. Глядишь, и привлечет покупателя неординарностью?
Возможно, и нет в том никакого расчетливого рекламного хода, воздействующего своей необычностью и величиной скидки за товар на человеческую психологию для получения дополнительной прибыли. Но вероятна и иная причина попытки пополнения белорусского словаря — пробел в языковедении. Что при постепенном обретении популярности в Беларуси родного языка зачастую теперь наглядно и иллюстрируется в той же рекламной отрасли.
Вот на расположенном у оживленной автомагистрали в Могилеве билборде извещается о реализации широкого спектра специальных измерительных приборов и инструментов. Как в розницу, так и … «гуртам». Подразумевается, конечно, оптом. Но, видимо, какому-то «языковеду» было невдомек, что заимствованное слово «опт» не переводится на белорусский язык и означает продажу крупной партии товара. Согласно толковому словарю белорусского языка, слово «гурт» также значит что-то не единичное, но одушевленного характера – ансамбль, группу.
Другой рекламный щит завлекает покупателей большим выбором подарочных изделий, в том числе товаров народных художественных промыслов. Характеризуются они как «яскравыя вырабы». Слова, безусловно, распространенные, белорусские. Но правильно ли здесь употребляется одно из них? Может, все-таки они не «яскравыя», а «яркія»? Ведь и такое слово есть в нашем выразительном и богатом родном языке.
И ведь чего, казалось бы, проще! Заглянул в словарь, и не будет ошибки. Но, видимо, недосуг. Ведь реклама, как известно, двигатель торговли. В нашем случае, получается, еще и ошибок.

Михаил ХАЛАМОВ.