Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Проблема

13.10.2016

ТРАНСПОРТНЫЙ БАРЬЕР

<p>13.10.2016</p>
<p><b>ТРАНСПОРТНЫЙ БАРЬЕР</b></p>

Видел однажды, как молодой инвалид-колясочник пытался взобраться в  автобус. Когда открылись двери, он на руках приподнялся с коляски, сел на пол автобуса, потом втащил ее в салон, перебрался в нее на руках — с небольшой поддержкой стоявшего рядом пассажира. Чтобы проделать такой трюк, инвалиду нужно обладать недюжинной физической силой. Не удивительно, что еще года 3 назад встретить инвалидов-колясочников в могилевских автобусах и троллейбусах было практически нереально. И сегодня такая поездка для них — одна из самых сложных задач.
И все же ситуация меняется к лучшему: не только инвалиды стали чаще пользоваться общественным транспортом, но и — обратили внимание? — мамы с колясками. Поспособствовало этому и то, что автобусов с троллейбусами на могилевских улицах стало больше, и что  стараются они ходить точно по расписанию. А главное, наконец-то в город  стали поступать низкопольные и оснащенные пандусами машины (в свое время и Минский автозавод, и «Белкоммунмаш» вложили немало средств в их создание), что еще больше сделало общественный транспорт доступным для инвалидов.
— Да, больше стало пандусов у городских учреждений, — соглашается Андрей, ставший инвалидом-колясочником после травмы позвоночника, полученной в автомобильной аварии,  — появился низкопольный транспорт — раньше, когда автобусы были со ступеньками, забраться в салон было проблематично, теперь — уже легче. Хотя проблем еще много. Вот, к примеру, хорошо, что у остановок в центре города появились новые длинные карманы, обустроили тротуары, можно заехать в салон, не выбираясь из коляски… Но плохо, что не всегда автобус или троллейбус подходит близко к тротуару, тогда добраться до них гораздо сложнее. В старых микрорайонах, где нет таких обустроенных остановок, еще хуже…
Бывают, рассказывали мне колясочники,  и из ряда вон выходящие случаи. К примеру, когда автобус подъезжает к остановке слишком далеко от бордюра, людям с ограниченными возможностями сложно преодолеть разрыв. А на знаки проехать вперед, ближе к бордюру, водитель  — ноль внимания, закрывает двери и уезжает прочь.
В странах Запада водитель общественного транспорта по закону  обязан содействовать инвалидам, престарелым людям. При виде на остановке колясочника он должен остановиться вплотную к бордюру, выйти, откинуть пандус и помочь человеку заехать в салон. Подобные нормы приняты и в ряде регионов России. В белорусских же «Правилах пассажирских перевозок» говорится, что водитель обязан обеспечивать безопасность пассажиров, а пассажир — уступать обозначенные места для сидения пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам и лицам пожилого возраста. Но вот  как попасть в салон мамам с колясками, инвалидам-колясочникам  — не сказано.
— Мы как-то еще с одним колясочником 3 месяца ездили на учебу из  микрорайона Мир-2 на проспект Шмидта, — рассказывала председатель Могилевской городской организации Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Ирина Можарова. —  И, к сожалению, ни разу водители автобусов не помогли нам подняться в салон. Хотя видели, что на остановке  — инвалиды в колясках. Некоторые даже, подъезжая к остановке, еще дальше от нас останавливались. Помогали забраться в автобус пассажиры на остановках — большое спасибо им за это. Проблем по транспортному обслуживанию инвалидов много, как и  в целом  по созданию безбарьерной среды. Приведу только один пример: однажды я попробовала проехать на коляске от Дома ветеранов к автобусной остановке, которая находилась через дорогу, и не смогла ее пересечь из-за высоких бордюров. Раньше там сделали пандусы на проезжую часть, а потом их убрали, потому что они, мол, мешают уборочной технике. После того, как я написала письмо в городские инстанции, дорожники снова сделали у Дома ветеранов спуски. А в других местах? К сожалению, не всегда при строительстве или реконструкции объектов учитываются интересы инвалидов…

Представьте, как себя будет чувствовать колясочник, который, преодолев все препятствия, доезжает до остановки и обнаруживает, что автобус — недосягаем! По правилам, общественный транспорт должен подъезжать к посадочной площадке или тротуару на расстояние не более 30 сантиметров. Иначе не только колясочник не сможет самостоятельно съехать с бордюра, трудно будет пройти к машине и мамам с колясками, и престарелым людям. Но сам был свидетелем: далеко не всегда автобусы и троллейбусы вплотную подъезжают к бордюру.  
По мнению инвалидов, проблема в том, что хоть в городе и есть определенное число автобусов, троллейбусов, оснащенных пандусами, но нет системы, чтобы колясочник пользовался этим транспортом регулярно, а не когда повезет. Чтобы водители замечали инвалидов на остановках!
— Мы договорились с ОАО «Могилевоблавтотранс» о сотрудничестве для улучшения качества перевозок людей с инвалидностью, — говорит председатель Могилевской областной организации  Белорусского общества инвалидов Константин Кузьмич. — В мае провели в автобусном и троллейбусном парках Могилева практические обучающие семинары для водителей и кондукторов. Говорили  и о конкретных случаях неудовлетворительного обслуживания инвалидов при перевозках. После этих встреч были от инвалидов и благодарности водителям за помощь, и претензии за то, что оставили на остановке…  Вот в августе, к примеру,  у диагностического центра автобус  не подошел вплотную к бордюру — инвалид-колясочник не смог заехать в салон. Бывают, конечно, разные обстоятельства: если, к примеру, на остановке стоят несколько автобусов, троллейбусов, маршруток, очередному прибывающему автобусу приходится искать место для высадки и посадки пассажиров как получится. Значит, надо решать эту проблему — правило, что общественный транспорт  должен подъезжать к остановке на расстояние не более 0,3 метра от бордюра, никто не отменял. Есть в городе и такие остановки, к которым невозможно вплотную подъехать из-за ям, неровностей на дороге— по этому поводу мы вместе  с транспортниками написали письмо в горисполком. Договорились и о такой практике: инвалид звонит в автопарк, сообщает, в какое время он будет на остановке, и водитель нужного ему автобуса поможет заехать в салон.  Но — это вынужденные меры, надо создавать условия, чтобы инвалид перемещался так же свободно, как и здоровые люди!
Транспортники это вроде как понимают, но и сетуют на различные неудобства. Говорят, к примеру, что опасаются близко подъезжать к бордюру еще и потому, что боятся задеть зеркалами пассажиров. Что ж,  ради безопасности людей остановки общественного транспорта в Бобруйске недавно расчертили красными линиями ожидания транспорта (как в столичном метро), за которые пассажирам заступать нельзя. Почему бы и могилевчанам не перенять такой опыт?
Как сообщили в администрации автобусного парка, в должностные инструкции водителя  внесено положение, что при виде колясочника  он обязан выйти из машины, открыть пандус и помочь ему заехать в салон. Если он этого не сделает, может последовать дисциплинарное взыскание.
—  Сегодня  у нас 32%  городских автобусов — низкопольные и оборудованы пандусами для подъема инвалидных колясок, — проинформировал  начальник отдела перевозок Могилевского автопарка №1 Денис Кацапов.  — Новые машины приходят уже только с такими устройствами. Что касается подъезда автобуса к остановке на положенное расстояние, то постоянно проводится  мониторинг, за нарушение водитель также может быть наказан. Однако действительно, не везде остановочные пункты оборудованы должным образом, есть проблемные участки на подходах к ним, но дорожники ссылаются на недостаток финансирования…        
— Водители машин проинструктированы о том, что они должны помогать  инвалидам-колясочникам, — сообщил и начальник службы движения троллейбусного парка Александр Кузин. —  Бывали случаи, что помогали и получали благодарность за это. А бывало, что не помогали. Беседуем, объясняем, что это бездушный поступок. Ругаем, наказываем, если выяснится, что водитель  не подъезжает вплотную к  бордюру остановки. Но ситуации бывают разные. К примеру,  водителю  приходится объезжать стоящие в начале остановочного кармана «маршрутки», а в это время люди высыпают на проезжую часть, чтобы  сесть в троллейбус… К бордюру он уже не может завернуть, и ничего не остается делать, как высаживать пассажиров во «втором ряду»! Надо добиться (может быть, с помощью ГАИ), чтобы «маршрутки» останавливались не в начале, а в конце кармана…
Словом, вопрос, как реально сделать так, чтобы и  водители, и местные власти, и мы с вами учитывали положение людей с ограниченными возможностями, по-прежнему остается злободневным. На днях, кстати, депутаты Палаты представителей белорусского парламента  ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов, где говорится и о том, что государства-участники принимают меры для обеспечения им доступа к транспорту, дорогам, к зданиям — ко всем объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Ратификация этого документа большой шаг — Беларусь теперь обязана следовать его положениям и привести в соответствие с ними свое законодательство. Конвенция подразумевает, что в любой ситуации надо искать пути, чтобы человек независимо от степени здоровья реализовал свои права. Такие же, как у всех нас.
 Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.