Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Прилавок

18.02.2016

КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?

<p>18.02.2016</p>
<p><b>КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ? </b></p>

Так говорят о значимости своей организации работники Кличевского райпо

Времена, когда райпо было единственным поставщиком товаров на селе, похоже, остались позади. Во многие регионы пришли коммерческие структуры, сетевая торговля, которые стали предлагать более привлекательные, чем магазины райпо, цены. Готова ли потребкооперация выдержать конкуренцию в рыночных условиях, нужна ли такая структура в принципе, если ее способны заменить крупные сети магазинов вроде «Евроопта»?
— Давайте не забывать, что наша организация — многоотраслевое хозяйство, мы отвечаем в районе не только за торговлю, но и за заготовки, общественное питание, собственную продукцию выпускаем, — говорит председатель Кличевского райпо Виктор Ворохов. — Да, розничная торговля — это основной вид нашей деятельности. Но главная проблема для нас сегодня — не конкуренты (конкуренция только стимулирует развитие), а снижение платежеспособности населения. Мы перевыполнили 5 доводимых нам прогнозных показателей из 6, не дотянули — именно по розничному товарообороту. Он составил 97,5% к прошлогоднему уровню. Но сравните: темп роста реальной зарплаты в районе составил за это время 96,5%, на 200 человек снизилась численность населения. В то же время продажа товаров на одного жителя района составила свыше 12 миллионов рублей при среднеобластном показателе 9,2 миллиона — это лучший результат в системе облпотребсоюза.
— И все-таки не обижен ли сельский покупатель ассортиментом товаров, ценами? От кличевлян в том числе доводилось слышать, что, мол, местные власти препятствуют приходу в райцентр «сетевиков», чтобы не создавали конкуренцию райпо...
 — В Кличеве в 2014 году была возведена «коробка» магазина «Евроопт» на 1000 «квадратов», а в прошлом году фирма заморозила его дальнейшее строительство. Потому что одно дело работать в больших городах, и другое — в райцентрах, где и население невелико, и платежеспособность людей оставляет желать лучшего. Если нет дохода, прибыли, частник сворачивает торговлю. Мы же на это не имеем права. Потому что, обеспечивая сельчан продуктами, товарами, несем социальную ответственность. Ну, а выдержать конкуренцию с частником помогает, как я говорил, многогранность нашей организации. Если  в одной из сфер деятельности случается сбой, выручает другая. Но в торговле мы не спим в шапку — расширяем ассортимент, проводим акции и скидки. Кстати, из 53 наших магазинов 32 находятся в сельской местности. А еще 4 наши автолавки обслуживают 102 малонаселенных пункта, где нет магазинов. Частник на такое не идет — невыгодно. Ведь и транспортные издержки влияют на цену товаров: дешевле доставить их в городской магазин, чем в отдаленную деревню. Сетевики, чьи торговые точки располагаются по всей республике, выигрывали в том числе и за счет того, что у них — единая централизованная система оптовых закупок товаров. Как крупный оптовый покупатель, они могут договариваться с поставщиками о более выгодных ценах, условиях поставки. А у нас каждое райпо закупало товары самостоятельно и не в таких объемах, чтобы поставщик шел на скидки — отсюда и более высокие, чем у сетевиков, цены. Что ж, мы тоже взяли на вооружение их опыт. Сейчас при Белкоопсоюзе создан оптово-логистический центр «Белкоопвнешторг», который стал насыщать всю торговую сеть потребкооперации широким ассортиментом товаров: к примеру, разнообразными консервами, свежемороженой рыбой, фруктами (только темп роста продажи цитрусовых в наших магазинах составил за прошлый год 102,2%) и другой продукцией. В результате цены по многим позициям в наших магазинах сегодня не выше, чем в сетевых маркетах. А по изделиям, которые выпускают предприятия нашего райпо — мясные полуфабрикаты, фарш, котлеты, хлебобулочные и кондитерские изделия, — даже ниже.
К сожалению, затраты постоянно увеличиваются, растут тарифы на тепло, электричество (только расходы на электроэнергию в январе возросли, по сравнению с прошлогодним периодом, на 21%). Рентабельность продаж в прошлом году составила всего 1,5 %, а рентабельность от общей деятельности — 0,94%. Но еще раз повторюсь: наш долг обеспечить необходимыми товарами жителей района и прежде всего сельчан. Ежегодно строим в микрорайонах райцентра магазины шаговой доступности, чтобы быть поближе к покупателю, и это тоже помогает увеличить товарооборот. За последние 3 года построили в Кличеве 3 новых магазина: «Родны кут», «Соседи», «Садко».
— В ходе проверок торговая инспекция, Комитет госконтроля практически повсеместно выявляют в магазинах, в том числе и потребкооперации, товары с истекшим сроком годности. Что делается для того, чтобы они не залеживались на прилавках?
— При приближении к пограничным срокам реализации товары в наших магазинах продаются с минимальной торговой «накруткой», а то и вовсе без нее — такое решение принято правлением райпо. К примеру, на колбасные изделия, цельномолочную продукцию за 5 дней до окончания срока реализации торговая надбавка снижается наполовину, а за 2 дня — полностью. По алкогольным напиткам, консервам за 30 дней до истечения срока годности снижаем торговую наценку на 50%, а за 5 дней — полностью. И так — по всем группам продтоваров, поэтому они расходятся. К слову, мы также продаем продтовары в кредит на месяц без процентов. За прошлый год магазины райпо реализовали в кредит таких товаров на сумму свыше 27 миллиардов рублей — на 19% больше, чем в 2014-м.
— А все ли покупатели рассчитываются по задолженностям?
— К сожалению, случаев невозврата кредитов стало больше. Взыскиваем задолженность через суд.
— Одежду, обувь люди зачастую предпочитают приобретать у индивидуальных предпринимателей. С начала года многие из них приостановили свою работу. А одеваться и обуваться все равно нужно! Как отреагировало на эту ситуацию ваше райпо?
— Заключили новые договора с поставщиками, расширили ассортимент одежды. У предпринимателей она дешевле, потому что они не несут такой налоговой нагрузки, как мы. С другой стороны, насколько товар, который они предлагают, качественный, как долго носится? Это очень важно для сельчанина. Мы на 95% торгуем продукцией оте­чественных производителей, и они, надо отдать должное, в последнее время стали больше выпускать изделий с интересным дизайном, по приемлемым ценам. В нашем универмаге, к примеру, есть фирменные секции солигорской «Калинки», которая шьет одежду для всей семьи, столичной «Милавицы», жодинского «Свитанка» — их продукция пользуется хорошим спросом. Ну, а мы применяем гибкую систему ценообразования. Конкурентоспособная цена может создаваться, к примеру, за счет объема поставляемой продукции. Тогда поставщик может снизить цену, мы — торговую надбавку, в результате увеличиваются и объемы продаж.
Продаем промтовары и в кредит, и с рассрочкой платежа на выгодных условиях. Можем предоставить беспроцентный кредит на 3 месяца (а в отдельных случаях и на полгода) на мебель, бытовую технику, стройматериалы. Не забываем и про жителей малонаселенных деревень. Они могут дать продавцам автомагазинов предварительные заявки, все привезут заказчикам на дом. Кстати, стал курсировать по маршрутам автолавок и наш промышленный автомагазин — он востребован сельчанами.
— Но если рентабельность торговли невелика, как вы обеспечиваете ее развитие? Популярность магазина, в том числе сельского, зависит ведь и от того, насколько он оборудован современным торговым оборудованием, в том числе холодильным, — иначе широкий ассортимент не выдержать…
 — Во многих сельских магазинах сделали ремонт, меняем окна и двери, постоянно обновляем холодильное и торговое оборудование — в прошлом году на это направили более 300 миллионов рублей. А всего в развитие материально-технической базы райпо вложили почти 2 миллиарда рублей. В том числе приобрели автомобиль для доставки товаров в розничную торговую сеть, устанавливали и заменяли платежные терминалы в магазинах, оснастили, для экономии электроэнергии, гелиостационарными установками ресторан и хлебозавод… В нынешнем году планируем инвестировать в развитие нашего хозяйства около 1,8 миллиарда рублей: намечено, в частности, модернизировать магазин «Центральный» в Кличеве, провести теплоизоляцию здания закусочной «Спатканне», купить хлебный автофургон и многое другое. Вкладываем во все это собственные инвестиции — уже 4 года работаем без банковских кредитов.
Чтобы увеличить доходы, расширяем выпуск собственной продукции. Только по мясопродуктам он вырос в прошлом году на 42,1%! И практически вся продукция раскупается и внутри района, и за его пределами. К примеру, хлеб возим в Быховский, Осиповичский, Бобруйский районы и в Бобруйск. Кстати, наши хлебобулочные изделия популярны у покупателей, а на республиканском смотре качества «Ласунак-2015» продукция хлебозавода отмечена Гран-при. Мясные полуфабрикаты реализуем на рынках того же Бобруйска, Могилева. Расширили спектр платных услуг за счет парикмахерской, шиномонтажа, активно закупаем у населения картофель, овощи и фрукты, занимаемся заготовкой грибов и ягод. И люди зарабатывают на сданных дарах природы, и мы имеем неплохую копейку — продали, например, за рубеж в прошлом году 1,7 тонны замороженной черники на 109,3 тыс. долларов.
Вот и посудите: кто еще сможет организовать все виды работ, которые выполняет потребкооперация? Никто. В этом и заключается ее уникальность и значимость.
Беседовал
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.