Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Здоровье

24.04.2015

ДЕТИ, «УШЕДШИЕ В СЕБЯ»

Cовременному обществу все чаще и чаще приходится сталкиваться с проблемой детской аутичности. Что это такое, и каковы особенности таких детей, об этом наш разговор с главным врачом Могилевской областной психиатрической больницы Леонидом Нестером.

– Аутичность – это крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Это целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко, – это речь и коммуникация, социальное взаимодействие, воображение и эмоциональная сфера. К основным симптомам аутизма относятся трудности в общении и социализация, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, при этом также  аномально развиваются все области психики, включая мышление,  интеллект, восприятие, моторику, внимание и память, – говорит Леонид Николаевич.

– Насколько я знаю, аутизм может выражаться в различных формах…

– Наиболее глубокая форма аутизма – полная отрешенность от происходящего.Такие дети полностью отказываются от активных контактов с внешним миром, не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику, жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма. Более активны и менее ранимы в контактах со средой дети, относящиеся ко второй группе – активного отвержения. Для них важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым вый­ти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. Они могут пользоваться речью, однако для них характерен рубленый телеграфный стиль в общении и речевые штампы. Дети третьей группы – ее называют «захваченность артистическими интересами» – отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы  других людей,  поглощенностью одними и теми же занятиями. Это очень «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Наиболее легкий вариант аутизма у детей, относящихся к четвертой группе. Центральная проблема  – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях.

– Как часто встречается это заболевание? Насколько рано его можно распознать?

– Глубокий вариант аутизма встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике мы, как  правило,  сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные  аутистические  признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4–5 раз чаще, чем у девочек. Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни. Они проявляются в виде нарушения  «комплекса оживления» – такой ребенок слабо реагирует на свет и на звук, гораздо позднее своих сверстников начинает узнавать мать. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «сквозь» человека, он не откликается на свое имя. Внимание аутичного   ребенка  может неожиданно и надолго привлечь, например, яркая игрушка, однако также неожиданно он может  панически испугаться любого предмета, даже собственных пальчиков. У такого малыша часто наблюдаются  двигательные стереотипы, он может часами раскачиваться в коляске или кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. В более старшем  возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого, глаза в глаза взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды.  От коллективной игры аутичные дети  отказываются, предпочитая индивидуальную игру или уединение. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Они любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшее изменение в их жизни или в режиме может стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими,  сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. В речи аутичного ребенка, как правило, отсутствует местоимение «я» – они говорят о себе во 2-м или 3-м лице.

– Что становится причиной возникновения заболевания?

– Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Предположительно  ими могут быть нарушение внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных  детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами. Стоит отметить и тот факт, что причиной возникновения аутизации у детей и подростков может являться чрезмерная увлеченность  компьютером. Замена реального опыта практических действий и коммуникации с реальными людьми символизацией мешает полноценному психическому и эмоциональному развитию ребенка..  Вместе с тем возникающая возможность ухода от трудностей и проблем, окружающих подростка в повседневной жизни, и неумение решать их  способствуют уходу от действительности, стимулируя при этом явление аутизации.

Без своевременной диагностики, медико-психологической и психиатрической  помощи значительная часть детей, страдающих аутизмом, становится неприспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных  детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальные способности. Чем раньше начать психокоррекционную  работу с  аутичным  ребенком, тем благоприятнее  в дальнейшем будет прогноз.

За оказанием  необходимой  помощи  вы  можете  обратиться  по телефону 47-31-61 – экстренная психологическая помощь «Телефон доверия», или в областную психиатрическую больницу по адресу: Витебский проспект, 70.

Беседовала
Ирина ХМЕЛЕВСКАЯ.